Народ в романе Толстого «Война и мир»

Народ в "Войне и мире" - это Платон Каратаев и Тихон Щербатый, Тушин и Тимохин, Пьер Безухое и Андрей Болконский, Николай Ростов и Наташа. К историческому народу относятся и Курагины и Друбецкие. Народ в "Войне и мире" - это не только нравственно здоровое и положительное. Для автора исторической эпопеи, посвященной эпохе Отечественной войны с Наполеоном, понятие "народ" заключало в себе сложное и противоречивое единство, разнородное и в нравственном, и в социальном отношении. На протяжении жизни Толстого кардинально менялись многие его понятия. В том числе и понятие "народ". Может быть, и этом изменении толстовского понимания того, что есть парод, и выражался наиболее наглядным образом характер и направление особенного и исторически значимого пути Толстого.

В 80-е годы, после пережитого им кризиса и перехода на позиции защитника крестьянских интересов, Толстой только за "рабочими людьми", только за трудящимися классами будет признавать право называться народом. Тогда понятия "мужик" и "барин" станут для него глубоко противоположными по своему социальному и нравственному смыслу и ценности. В "Войне и мире" этого еще нет и не могло быть. Не могло быть и в силу особенностей исторического материала произведения, и в силу особенностей мировосприятия Толстого той поры. Стоит заметить, что в "Утре помещика", написанном в 50-е годы, Толстой называет крестьян не народом, как это будет делать начиная с 80-х годов, а "классом народа". , Народ в "Войне и мире" - как это и должно быть с историческим народом - многолик и многомерен. На страницах толстовского романа сталкиваются, знакомятся и расстаются, расходятся и сходятся, любят и ненавидят, живут и умирают люди разных характеров и разных общественных положений. Это помещики и крестьяне, офицеры и солдаты, купцы и мещане и т. д. Однако больше всего внимания и места уделяет Толстой изображению людей, относящихся к дворянскому сословию. Это объяс-няется не только тем, что, как признается сам Толстой, жизнь дворян, их быт, нравы, их дела и мысли были ему лучше знакомы. Это оправдано также чисто объективными обстоятельствами: действие исторического романа Толстого происходит в то время, когда именно дворянство было главным сознательным участником исторического процесса и поэтому не только в представлении Толстого, но и реально, в действительности оказывалось на переднем плане событий. Вспомним, что эпоху, которую изобразил Толстой в романе, В. И. Ленин отнес к дворянскому периоду в развитии русского революционного движения.

       

То, что Толстой с особенным вниманием относится к дворянству, вовсе не означает одинакового отношения Толстого - автора "Войны и мира" к различным людям из среды дворян. Толстому одни герои явно симпатичны, милы, душевно близки, причем для читателя это сразу же становится заметно. Другие герои Толстому чужды - и неприятны, и это тоже ощущается читателем сразу же и самым непосредственным образом. Сказывается авторская "чистота нравственного чувства", которая обладает органической способностью заражать в художественном смысле. Как и в более ранних своих произведениях, так и в "Войне и мире" Толстой никогда не бывает нравственно безразличным к своим героям. Подобно Пьеру Безухову, он постоянно задается вопросами: "Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть?". Это самые коренные вопросы художественного мировоззрения Толстого. Для него это самые коренные вопросы также и истории, всякого человеческого освещения и воспроизведении истории.