Неэффективность и недопустимость абстрактно-нормативного способа восприятия и трансляции мировоззренческих ценностей в учебно-воспитательный процесс

В советской педагогике и школьной практике происходила, как правило, прямая трансляция идеологических целей в учебно- воспитательный процесс. Разработка категории ценностей на педагогическом уровне имела вид императивных указаний относительно конечного результата учебы и воспитания. "Остаточное" сохранение элементов такого императивного подхода к формированию и развитию мировоззренческих ценностей в современной педагогической практике находит проявление в преувеличении значения вербальных средств воспитания (например, воспитание сознательной дисциплины средствами слова); понимании жизни ребенка как полностью регламентированной деятельности, а свободы как привилегии педагога; прямая экстраполяция социально заданных целей на воспитательный процесс без их соответствующей конкретизации и тому подобное. Только актуальные данные про все колледжи в Казахстане здесь.

В современном философско-педагогическом дискурсе постепенно достигается согласие относительно понимания неэффективности и даже недопустимости абстрактно-нормативного способа восприятия и трансляции мировоззренческих ценностей в педагогическую практику.

Во-первых абстрактно-нормативное восприятие и трансляция ценностей приводят к тому, что они будут постулироваться без их теоретико-рефлексивной проблематизации. В результате такого постулирования они воспринимаются как какой-то вечный, неизменный, само собой понятный Абсолют, наподобие платоновских вечных идей. Между тем, в современной философии все вышеупомянутые ценности представлены в виде соответствующего проблематизированного дискурса, где освещаются противоречия их внутреннего содержания, осуществляется их конкретизация с учетом специфики современного социокультурного контекста, определяются их рефлексивные и практично-деятельные пределы, обсуждаются средства их трансляции в общественную практику в целом и в ее отдельные виды и тому подобное.

Во-вторых, абстрактно-нормативный способ восприятия ценностных принципов современной педагогической практики находит проявление и в попытке осуществить прямую трансляцию ценностей в педагогическую деятельность. В таком случае ценности воспринимаются как идеологемы, как императивные указания относительно конечных целей и результатов учебы и воспитания. Неэффективность такой прямой трансляции, предопределенна как тем, что не учитывается мотивационное - звено между ценностными ориентациями и деятельностью, жизнедеятельностью человека, так и тем, что не учитывается расхождение между ценностными идеалами и реальной действительностью, которая может даже опровергать декларируемые ценностные идеалы.

       

В-третьих, абстрактно-нормативный способ восприятия ценностных принципов современной педагогической практики находит проявление и в том, что не учитывается специфика мира детства в его конкретно-исторической определенности. В данном случае такое восприятие ценностей может оказаться не только педагогически неэффективным, но и вредным. В данном контексте можно вспомнить предостережение Х. Арендт, что детей нельзя воспринимать как порабощенное сообщество, которое нуждается в освобождении

Сама специфика мира детства актуализирует вопрос о конкретно-практических пределах внедрения задекларированных ценностей в педагогический процесс, о пределах толерантности, о значении авторитета взрослых, о пределах индивидуализма и эгоизма, гуманизма и демонического эстетизма и тому подобное.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков