Обогащение речи школьников. Словарный запас учащихся

Формирование хорошей речи - особая сторона работы по культуре речи учащихся. Это направление отражено в действующих программах. При этом в программах - применительно к крупным темам - обозначены главным образом:

- синонимические ряды (реже - антонимические пары слов) существительных, прилагательных, глаголов, наречий и т. д.;

- параллельные синтаксические конструкции;

- сфера употребления отдельных морфологических категорий, словоформ, синтаксических конструкций и т. д.

       

Таким образом, обогащение речи учащихся предполагает осознание ими оттенков лексических и грамматических значений слов, словоформ, конструкций, а также их стилистических особенностей, сферы употребления. Это осмысление является той основой, на которой строится обучение выбору (из имеющегося в речевой памяти) оптимального для определенной речевой ситуации языкового средства. Реализуя задачи обогащения речи школьников, словесник формирует у них оценочное отношение к отбору (выбору) языковых средств в зависимости от комплекса таких факторов, как задача, адресат, время, место высказывания и т. д. Иными словами говоря, учитель закладывает основы для развития коммуникативно-целесообразной связной речи.

В отечественной методике в плане обогащения речи школьников выделяются: словарная работа; работа по обогащению грамматического (в том числе интонационного) строя речи учащихся.

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ

Обогащение словарного запаса учащихся - важнейшая задача школьного курса русского языка. Необходимость в специальной