“Образы русской духовной музыки” по программе Г. П.Сергеевой, Е. Д.Критской, 6 класс – музыка, уроки

Цели: Познакомить с образцами духовной музыкой России, с колокольном звоном как ярким явлением русской Православной культуры. Различать духовное пение от народного пения. Воспитывать духовную культуру подростков.

Оборудование: Мультимедийное оборудование.

Звучит колокольный звон

Учитель: Здравствуйте ребята. Скажите пожалуйста что за звук открыл наш урок?

(Это был колокольный звон)

Учитель: Правильно. А где можно услышать колокольный звон

( на улице, в церкви, по телевизору)

Учитель: Наш сегодняшний урок будет посвящён духовной музыке.

- Скажите пожалуйста, а можно ли колокола назвать музыкальным инструментом? (Да)

Учитель: А почему?

(Потому что когда звенят колокола, то можно услышать в звоне мелодию)

Учитель: Правильно, Молодцы. Как вы думаете, колокольный звон - это новое явление или нет?

(Нет, это было придумано давно.)

Учитель: Если придумано давно, то должны остаться доказательства. А в какое время мы чаще всего встречаем звон колоколов и в каких местах?

(В церкви, в церковные праздники, на пасху)

Учитель: Каково значение колокольного звона?

Ученик: Им размеряли течение дня, возмещали время труда и отдыха, время веселья и скорби.

Учитель: По интонации колокольного звона можно было определить время дня, время народного праздника или горя.(Слушаем звучание набата, благовеста, трезвона, определяем характер интонации).

Учитель: Первое упоминание о колоколах встречается в X веке, и на протяжении многих веков своим звоном они сопровождали жизнь христиан. Колокольный звон служил мерилом праведности и добра. Колокола были несовместимы с ложью, несправедливостью, греховностью. Люди с большим уважением и любовью относились к колоколам. Не только в стихах можно услышать упоминание о колоколах. Не обидела вниманием колокола и русская классическая музыка. Давайте послушаем фрагмент П. И.Чайковского Увертюра "1812" (с 01мин 32сек - с колокольным звоном)

Прослушивание.

Учитель: Как вы думаете, какова выразительная роль колокольного звона в этой музыке?

(Дети отвечают)

Учитель: О чём вещает этот колокольный звон - о празднике или несчастье?

(Дети отвечают)

Учитель: Итак, колокольный звон усиливает духовность людей. Скажите духовное пение было в Древней Руси?(дети отвечают)

Учитель: На что оно было похоже?

Ученик: Было похоже на молитву. А что это значит? (ответы детей: "В молитве человек обращается в Богу, со своим самыми сокровенными мыслями.")

На Руси в церкви духовное пение было одноголосным, унисонным, мужским. Ещё одно отличительной чертой русской православной музыки являлось пение без сопровождения - a capella. Человеческий голос признавался единственным музыкальным инструментом. Певцы постепенно овладевали церковной музыкальной культурой, пришедшей на Русь из Византии. Создатели русской духовной музыки чужое церковное песнопение обогащали родными русскими напевами, интонациями. Эти напевы стали называться знаменными распевами (от славянского слова знамя -знак). (Показывается слайд с партитурой знаменного распева). Послушаем Знаменный распев "Шестопсалмие" Слушание.

А уже с середины 17 века, стало распространятся многоголосное пение (партесное). От 3 до 8 голосов колеблется в многоголосном пении. У хора в церкви есть специальное место, оттуда не видно поющих, но голоса разносятся по всему храму, создавая ощущение действительно неземного звучания. (Слушание образца партесной музыки П. Г.Чеснокова)

В 18 веке появился новый жанр духовной музыки -духовный концерт, о котором мы поговорим на следующем уроке...

В основе следующего произведения, созданного уже XX веке, тоже присутствует обращение с сокровенными мыслями к Богу. Слушаем песню "В минуту скорбную сию…"(автор-иеромонах Роман)в исполнении Сергея Безрукова.

Учитель: Можно ли назвать данное произведение духовным? Почему?

Учитель: Это просто песня, или можно ещё что-то сказать о ней? (Эта песня носит молитвенный характер)

Учитель: Какими выразительными средствами автор смог создать молитвенный характер песни?

Дети отвечают.

Учитель: Мы с вами молитву исполнить не сможем, но поддержать друг друга нам всегда поможет хорошая песня.

Пение песни "Бьют часы на старой башне"(композитор - Е. Крылатов, поэт - Ю. Энтин).

Учитель: Ребята, что вы сегодня узнали на уроке?

Дети отвечают.

Учитель: Какой характер носит духовное пение на Руси? (молитвенный)

Какой отличительной чертой является пение православной музыки (a capella)

Почему напев называется знаменным (Потому что музыка записывалась не нотами, а знаками, похожими на знамёна)

Что значит "партесное" пение?

Сколько голосов колеблется в многоголосном пении?

(от 3 до 8)

Учитель: На какие два слова, можно разделить это название? ( Много, голоса).

Учитель: Сегодня мы с вами побывали в прошлом. Скажите, что вам понравилось? Какие мелодии? ( Дети отвечают).

Я думаю, вам ещё не раз захочется побывать в разных временах и послушать, какая музыка тогда звучала.

Колокольный звон. И я вам желаю, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик. Всем спасибо за урок. До свидания.

Тема урока: "Образы русской духовной музыки."

Цели: Познакомить с образцами духовной музыкой России, с колокольном звоном как ярким явлением русской Православной культуры.

       

Различать духовное пение от народного пения.

Воспитывать духовную культуру подростков.

Оборудование: Мультимедийное оборудование.

Звучит колокольный звон

Учитель: Здравствуйте ребята. Скажите пожалуйста что за звук открыл наш урок?

(Это был колокольный звон)

Учитель: Правильно. А где можно услышать колокольный звон

( на улице, в церкви, по телевизору)

Учитель: Наш сегодняшний урок будет посвящён духовной музыке.

- Скажите пожалуйста, а можно ли колокола назвать музыкальным инструментом? (Да)

Учитель: А почему?

(Потому что когда звенят колокола, то можно услышать в звоне мелодию)

Учитель: Правильно, Молодцы. Как вы думаете, колокольный звон - это новое явление или нет?

(Нет, это было придумано давно.)

Учитель: Если придумано давно, то должны остаться доказательства. А в какое время мы чаще всего встречаем звон колоколов и в каких местах?

(В церкви, в церковные праздники, на пасху)

Учитель: Каково значение колокольного звона?

Ученик: Им размеряли течение дня, возмещали время труда и отдыха, время веселья и скорби.

Учитель: По интонации колокольного звона можно было определить время дня, время народного праздника или горя.(Слушаем звучание набата, благовеста, трезвона, определяем характер интонации).

Учитель: Первое упоминание о колоколах встречается в X веке, и на протяжении многих веков своим звоном они сопровождали жизнь христиан. Колокольный звон служил мерилом праведности и добра. Колокола были несовместимы с ложью, несправедливостью, греховностью. Люди с большим уважением и любовью относились к колоколам. Не только в стихах можно услышать упоминание о колоколах. Не обидела вниманием колокола и русская классическая музыка. Давайте послушаем фрагмент П. И.Чайковского Увертюра "1812" (с 01мин 32сек - с колокольным звоном)

Прослушивание.

Учитель: Как вы думаете, какова выразительная роль колокольного звона в этой музыке?

(Дети отвечают)

Учитель: О чём вещает этот колокольный звон - о празднике или несчастье?

(Дети отвечают)

Учитель: Итак, колокольный звон усиливает духовность людей. Скажите духовное пение было в Древней Руси?(дети отвечают)

Учитель: На что оно было похоже?

Ученик: Было похоже на молитву. А что это значит? (ответы детей: "В молитве человек обращается в Богу, со своим самыми сокровенными мыслями.")

На Руси в церкви духовное пение было одноголосным, унисонным, мужским. Ещё одно отличительной чертой русской православной музыки являлось пение без сопровождения - a capella. Человеческий голос признавался единственным музыкальным инструментом. Певцы постепенно овладевали церковной музыкальной культурой, пришедшей на Русь из Византии. Создатели русской духовной музыки чужое церковное песнопение обогащали родными русскими напевами, интонациями. Эти напевы стали называться знаменными распевами (от славянского слова знамя -знак). (Показывается слайд с партитурой знаменного распева). Послушаем Знаменный распев "Шестопсалмие" Слушание.

А уже с середины 17 века, стало распространятся многоголосное пение (партесное). От 3 до 8 голосов колеблется в многоголосном пении. У хора в церкви есть специальное место, оттуда не видно поющих, но голоса разносятся по всему храму, создавая ощущение действительно неземного звучания. (Слушание образца партесной музыки П. Г.Чеснокова)

В 18 веке появился новый жанр духовной музыки -духовный концерт, о котором мы поговорим на следующем уроке...

В основе следующего произведения, созданного уже XX веке, тоже присутствует обращение с сокровенными мыслями к Богу. Слушаем песню "В минуту скорбную сию…"(автор-иеромонах Роман)в исполнении Сергея Безрукова.

Учитель: Можно ли назвать данное произведение духовным? Почему?

Учитель: Это просто песня, или можно ещё что-то сказать о ней? (Эта песня носит молитвенный характер)

Учитель: Какими выразительными средствами автор смог создать молитвенный характер песни?

Дети отвечают.

Учитель: Мы с вами молитву исполнить не сможем, но поддержать друг друга нам всегда поможет хорошая песня.

Пение песни "Бьют часы на старой башне"(композитор - Е. Крылатов, поэт - Ю. Энтин).

Учитель: Ребята, что вы сегодня узнали на уроке?

Дети отвечают.

Учитель: Какой характер носит духовное пение на Руси? (молитвенный)

Какой отличительной чертой является пение православной музыки (a capella)

Почему напев называется знаменным (Потому что музыка записывалась не нотами, а знаками, похожими на знамёна)

Что значит "партесное" пение?

Сколько голосов колеблется в многоголосном пении?

(от 3 до 8)

Учитель: На какие два слова, можно разделить это название? ( Много, голоса).

Учитель: Сегодня мы с вами побывали в прошлом. Скажите, что вам понравилось? Какие мелодии? ( Дети отвечают).

Я думаю, вам ещё не раз захочется побывать в разных временах и послушать, какая музыка тогда звучала.

Колокольный звон. И я вам желаю, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик. Всем спасибо за урок. До свидания.