Описание картины Караваджо «Лютнист»

Оригинальность картин Караваджо и их несомненные художественные достоинства привлекали к нему наиболее образованных и понимающих толк в искусстве римских меценатов. Среди них был кардинал дель Монте, для которого художник и написал своего знаменитого «Лютниста» (другое название картины «Девушка с лютней» ).

На этом полотне художник воплотил свой излюбленный тип из народа: у лютниста полное лицо, большие чёрные глаза под широкими бровями, полные губы... Чёрные, непокорно вьющиеся волосы украшены широкой лентой, небольшие, красивые руки перебирают струны лютни... На столе лежат скрипка, открытые ноты, фрукты, цветы в стеклянном сосуде...

Юноша настраивает лютню и весь поглощён льющимися звуками, о чём говорит и наклон его головы, и полуоткрытый рот, и выражение глаз, рассеянно смотрящих мимо зрителя. Всё это написано так тонко, так виртуозно, что кажется, будто зритель и сам слышит звучание инструмента. Изображённый на картине лютнист - явно не аристократ; в его круглолицем здоровом лице присутствует даже некоторая грубоватость, но она смягчена тем, что нежная кожа, по-девичьи убранная голова, изящные удлинённые пальцы придают всему облику юноши чарующую женственность.

       

Караваджо не передаёт здесь глубины пространства, только стол отделяет юношу от зрителя. Фигура лютниста и натюрморт почти вплотную придвинуты к нему и располагаются на первом плане, но на нейтральном фоне затемнённой стены фигура юноши видится особенно отчётливо. Пышные складки белой рубашки подчёркивают ширину груди и плеч, столь же объёмно воспроизводит Караваджо и черты смугло-румяного лица — крепкие щёки, толстый нос, яркие губы, крепкий подбородок с ямочкой. Разглядывая картину, зритель поражается, насколько точно подметил художник блики на влажных белках юношеских глаз, блеск каштановых волос, будто просвечивающие кончики тонких пальцев и тёмные полосы на кожуре груш. Располагая на столе скрипку, ноты, груши, вазу с цветами, - Караваджо строго отграничивает один предмет от другого, показывая причудливые изгибы светло-коричневого дерева инструмента, твёрдость тонкого желтоватого листа бумаги, округлость светло-зелёного плода, прозрачное стекло сосуда и яркость цветов.

В те времена в итальянской живописи очень часто варьировалась тема «суеты сует», «напоминания о смерти». Молодость, преходящая красота, увядающие листья, улетающий звук музыки - всё это были приметы тщетности земной суеты, все говорило о бренности мира. Возможно, что в замысле картины есть некоторая доля, близкая к кругу таких представлений, оттого некоторые исследователи находят в ней оттенок двойственности (может быть, даже двусмысленности) в смешении девичьих и юношеских черт лютниста.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков