Организация работы в парах на уроках физики

Методику коллективного способа обучения разработал и применил на практике А. Г. Ривин. Суть его в следующем. Ученики работают в парах. Состав пар постоянно меняется: каждый по очереди работает со всеми учащимися класса или группы, каждого при этом обучали, чему-то у каждого учились. Если же брать всю группу, то все работают с каждым и работают индивидуально.

Изучив эту методику, я применяю ее на практике.

С первых уроков я объясняю ученикам, как работать с учебником, где находятся оглавление, предметно-именной указатель, вопросы для самоконтроля, где расположены домашние задания, ответы к упражнениям, примеры решения задач. На каждом уроке ученики самостоятельно переписывают определения из учебника, зачитывают ответы на заданные вопросы. Постоянно учатся поиску необходимой информации. Конечно, у кого-то это получается лучше, у кого-то хуже. Тот, кто нашел информацию раньше, называет страницу, абзац.

Как правило, ученики сидят за партами парами, так что деление класса уже проведено. Если учеников не рассаживать, то они сами выбирают места в классе по уровню самооценки, по отношению к предмету, к учителю, по уровню готовности к уроку. В разных кабинетах, на разных уроках одни и те же пары учеников выбирают различные парты в кабинете или составляют другие пары. Некоторые пары меняют местоположение в классе при повышении уровня своих знаний, обычно пересаживаются ближе к доске, другая группа учащихся не меняет своего положения, не желает повышения уровня знаний или их устраивает выбранный уровень обучения. Наблюдая за перемещениями учащихся по кабинету, можно легко определить уровень подготовки к уроку.

Обычно ученики создают равные по знаниям пары. Целесообразно составлять пары из сильного и слабого ученика. Сильный ученик должен сидеть слева от товарища, потому что левая рука мешает прочитать написанное. Таким образом, сильный ученик, играя роль наставника и объясняя материал своему «напарнику», с одной стороны помогает ему, а, с другой стороны, еще раз повторяет тему. Говорят, человек лучше всего понимает что-либо, если сам объяснит это другому.

Пары на уроках физики используется в основном при выполнении лабораторных работ, но возможны и другие варианты.

Решение задач возможно в парах. Чтобы решить задачу её нужно запомнить. В процессе решения ученики обсуждают его между собой, что так же способствует улучшению качества знаний. Я использую карточки, содержащие одновременно два варианта, но на первом этапе одна из задач в обоих вариантах совершенно одинаковая. Она может быть расположена под одним номером или под разными номерами, но ученики привыкают прочитывать все задачи, учатся определять уровень сложности, выбирать для решения наиболее легкую задачу, контролируют прохождение материала. В следующий раз я составляю по три задачи в каждом варианте подобные тем, что мы решали в классе, изменив числовые значения, остальные задачи — повышенной сложности. Ученики могут решать задачи по аналогии, по одним и тем же формулам, при выполнении растет уверенность каждого ученика, возрастает самооценка. В дальнейшем в задания добавляю одну - две задачи на повторение и одну задачу опережающего характера. В классе всегда есть группа учеников, которые могут решить задачу опережающего характера. Иногда задачи снабжаю ответами. Ученики постоянно работают над скоростью выполнения задач. За урок решаем от четырёх до шести задач. При решении у доски, когда выполняю расчеты, намеренно допускаю ошибки, чтобы ученики не привыкали списывать решение с доски, проверяю решение у каждого ученика, отмечаю ошибки, но не исправляю их. У каждого ученика на парте должен быть черновик.

В дальнейшем использую общие карточки по одной на парту, ученики решают задачи парами, на доске показываем решение задач по порядку, на партах ученики решают задачи вдвоём, можно вразброс. Оценки выставляю в конце урока за количество правильно решенных задач: три задачи — «удов», четыре — «хорошо», пять и более -«отлично», но необходимо обогнать решающих у доски.

Карточки, используемые на уроках, могут состоять из двух частей: основной и дополнительной. Стараюсь придерживаться формулы по сложности: 3А+2В+1С.

       

Данную форму работы применяю при проведении практических работ. Предлагаю ребятам провести опыты по исследованию некоторых зависимостей. В этом случае каждой группе необходимо предоставить четкую последовательность действий. Например, на уроке в 7 классе по теме «Сила трения», ученики самостоятельно выясняли, от каких факторов и как зависит сила трения, обычно предполагают зависимость силы трения от площади поверхности. Класс разделил на несколько групп. Каждая группа получила необходимое оборудование: деревянные бруски, динамометры, наборы грузов и задание на раздаточных листах. Первая группа проверяла, как меняется сила трения в зависимости от силы реакции опоры, вторая — выясняла, как зависит сила трения от вида соприкасающихся поверхностей, третья — исследовала зависимость силы трения от факта скольжения или качения: они могли поставить брусок на колеса или снять эти колеса. Четвертая группа проверяла, как зависит сила трения от площади соприкасающихся поверхностей. Каждая пара, работающая в группе, подтверждала полученные выводы. Свои результаты ребята заносили в специальную таблицу на интерактивной доске. После завершения практической части, общие выводы записали в тетради.

При работе с тестами я тоже использую возможность работы в парах. Выглядит это следующим образом. Сначала ученики работают индивидуально: каждый со своим вариантом тестовой работы. Затем пары обмениваются своими работами — этап взаимной проверки. После этого начинается этап обсуждения — если ребята нашли друг у друга ошибку (или считают, что ответ напарника неверный), каждый доказывает свою точку зрения. Данный способ работы с тестами является, по моему мнению, более эффективным, чем просто ответы на вопросы. Этап обсуждения позволяет учащимся обосновать свое мнение, доказать его правильность или найти свою ошибку. Это дает возможность еще раз продумать тему, лучше усвоить материал уже на этапе его проверки. Наиболее значимые вопросы повторяю через какое-то количество вопросов. Некоторые тесты состоят из двух вариантов, первый вариант содержит информацию учебника физики какого-то класса, или разделов физики, или примеры решения задач, второй вариант состоит из задач и вопросов, на которые нужно ответить. Ученик, получивший первый вариант «помогает» своему товарищу решать тестовые задания. Решают два ученика — учатся оба.

Соревнование по рядам, или по партам, имеет большой успех, стараются все, лучшие оценки достаются как наиболее подготовленным, так и их товарищам. Ученики первой парты каждого ряда получают листок с заданиями одного уровня сложности, выполнив одно, передают ученикам второй парты и т. д., выигрывает тот ряд, кто решит быстрее и наиболее правильно.

Использование на уроках соревнований, особенно в среднем звене даёт хорошие результаты, повышает интерес к предмету, растет качество знаний.

Важнейшие особенности работы в паре: каждый момент работы половина учащихся говорит, половина слушает, каждый участник является попеременно и учеником, и учителем; ближайшая цель каждого ученика — учить других всему, что знаешь сам; каждый отвечает не только за свои знания и учебные успехи, но также за знания и учебные успехи товарища.

Периодически провожу контроль знаний учащихся с привлечением учеников старших классов, имеющих хорошие знания по предмету. Старшеклассники принимают зачет по пройденным темам, знанию формул, решению задач. Это повышает их ответственность, самостоятельность, уверенность в себе и стимулирует к дальнейшему изучению предмета.

При систематической организации парной работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей школьного возраста я наблюдаю рост их субъектной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания, и чувствуют при этом себя комфортно, они могут иметь свою точку зрения по любому вопросу. В результате применения работы в парах по физике качество знаний в среднем составляет 50%.

Недостатком является небольшой шум при решении и обсуждении заданий.

Мне хотелось бы, чтобы, окончив школу, ученик приобрел бы не только знания физических формул и законов, а понимал суть природных явлений, видел за ними те физические процессы, что лежат в их основе, мог бы с лёгкостью объяснить все происходящее вокруг него.