«Особенности эмоциональной сферы школьников, воспитанных в детских домах семейного типа». – психологу, мероприятия

ВВЕДЕНИЕ

Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.

Чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех учреждениях, где воспитываются дети-сироты, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная. Конечно, известен опыт лучших детских домов и интернатов, где детям хорошо, выпускники которых сравнительно успешно вступают во взрослую жизнь.

Но вместе с тем, никуда не уйти от фактов иного рода. Ни для кого не секрет, что большинство воспитанников детских домов не сироты, а дети, имеющие родителей, чаще всего лишённых родительских прав. Это означает, что с точки зрения соматического и психического здоровья с учётом тяжелой наследственности, неблагоприятного протекания пренатального развития, тяжёлых условий жизни в раннем возрасте дети, родившиеся и выросшие в таких семьях, составляют "группу риска". Но специфика психического, или точнее психологического развития детей в учреждениях интернатного типа не определяется по критерию "норма и патология".

Большинство детей, оставшихся без попечения родителей, передается под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается.

Современные исследования показывают, что даже так называемые благополучные семьи нередко оказываются такими лишь по видимости, пока психологическому анализу не подвергаются детско-родительские отношения. Характеризуя психологические проблемы детей из семей, относительно благополучных с точки зрения их социально-экономического статуса, необходимо отметить обеднение содержания общения, дефицит теплоты, внимательного отношения друг к другу, исчезновение действительно совместных форм полезной деятельности ребенка со взрослым или общего досуга.

Детский дом семейного типа — отдельная семья, которая создается по желанию супругов, для обеспечения семейным воспитанием и совместного проживания не менее пяти детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

Воспитанниками детского дома семейного типа являются дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки. На устройство ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительской опеки, в детский дом семейного типа необходимо согласие ребенка, если он достиг такого возраста и уровня развития, что может его выразить.

       

Государство прилагает всевозможные усилия, чтобы максимально приблизить условия воспитания и проживания детей-сирот в детских домах семейного типа к естественным условиям в обычной семье.

Но, следует отметить, что в детские дома семейного типа попадают дети уже с тяжелым, можно даже сказать трагическим прошлым, которое несомненно сказывается на их психологическом состоянии и повседневном поведении.

В настоящее время данная проблема недостаточно освещена, как со стороны педагогов и социальных работников, так со стороны психологов.

Исследования особенностей эмоциональной сферы детей-сирот (И. В. Дубровина, В. С. Мухина, А. М.Прихожан, Г. В. Семья, Н. Н. Толстых), определены недостатки данной формы жизнеустройства детей-сирот (А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых), а также обоснована необходимость создания новых форм жизнеустройства детей-сирот (В. Н. Ослон, А. М. Прихожан, Г. В. Семья, Н. Н. Толстых), но недостаточно изучены особенности их социализации в условиях альтернативных форм жизнеустройства, а также особенности эмоциональной сферы школьников, воспитывающихся в детских домах семейного типа. В связи с этим, исследование особенностей эмоциональной сферы детей, воспитанных в детских домах семейного типа является актуальным для современной психологии.

Объект исследования - психологические особенности школьников, воспитывающихся в детском доме семейного типа.