Особенности использования SO и Neither в кратких предложениях

На данном уроке мы познакомимся с такими словами, как SO и NEITHER, и посмотрим, как они могут употребляться в кратких предложениях.

Использование местоимения SO

Местоимения so и neither используются в коротких предложениях, когда мы хотим выразить свое согласие с ранее сказанным утверждением. Эти предложения состоят из местоимений So/Neither + вспомогательный глагол + подлежащее.

e. g. So do I. Я тоже да.

Neither do I. Я тоже нет.

Заметьте, что вспомогательный глагол должен соответствовать подлежащему.

А теперь подробнее рассмотрим употребления местоимения so в кратких предложениях. Итак, so употребляется для выражения согласия с утвердительным сообщением. Вспомогательный глагол, который мы будем употреблять после so, должен соответствовать времени, в котором использована фраза, с которой мы собираемся согласиться.

e. g. I am a pupil. – So am I.

Я ученица. – Я тоже.

He is a doctor. – So am I.

Он доктор. – Я тоже. (Рис. 1)

Мы знаем, что формы глагола to be (am/is/are) могут использоваться как вспомогательные глаголы в Present Simple. Обратите внимание на вторую пару предложений. В исходном предложении подлежащим является он (he), поэтому мы использовали форму is, но в отклике подлежащим является я (I), поэтому мы используем форму am.

Рис. 1. Иллюстрация к примеру

I go to school. – So do I.

Я хожу в школу. – Я тоже.

Mary swims every day. – So do I.

Мария плавает каждый день. – Я тоже.

Мы видим, что глагол в исходной фразе употреблен в Present Simple, и он сам по себе не является вспомогательным. Значит, чтобы построить краткий ответ на эту реплику, мы должны взять подходящий нам вспомогательный глагол времени Present Simple. Поскольку подлежащее в ответе – я (I), то нам нужен вспомогательный глагол do, a не does.

He was in the park. – So was I.

Он был в парке. – И я./Я тоже. (Рис. 2)

I saw Tom yesterday. – So did I.

Я видел Тома вчера. – Я тоже./И я.

Мы знаем, что формы глагола to be (was/were) могут использоваться как вспомогательные глаголы в Past Simple. С остальными глаголы мы употребляем вспомогательный глагол did.

Рис. 2. Иллюстрация к примеру

She will be at home at 8.00 p. m. – So will I.

Она будет дома в 20.00. – Я тоже.

He will be come a good programmer. – So will I.

Он станет хорошим программистом. – И я.

Глагол в исходном предложении стоит в Future Simple, will – вспомогательный глагол.

Обратите внимание на то, что в кратком ответе может использоваться не только местоимение I. Мы можем употреблять, например, все остальные местоимения, как в ед., так и во мн. ч.

e. g. Tom likes singing. – So do you/we/they. So does she/he.

Tom likes singing.

SO

do

you

we

they

does

she

he

Помимо этого, в кратком ответе могут использоваться существительные, как в ед., так и во мн. числе.

e. g. Kate bought a new pen. – So did her classmates/her brother.

Kate bought a new pen.

SO

did

her classmates.

her brother.

В кратком ответе также могут использоваться имена собственные.

e. g. Mary will go to the zoo. So will Ann/Jack and Philip.

Mary will go to the zoo.

SO

will

Anna.

Jack and Philip.

Использование местоимения NEITHER

А теперь посмотрим, как образуются короткие ответы с местоимением NEITHER. Предложения, которые начинаются с NEITHER, строятся точно так же, как и с местоимением SO. И употребление вспомогательных глаголов после NEITHER такое же, как и после SO. Единственной и ключевой разницей является то, что NEITHER употребляется для подтверждения согласия с отрицательным сообщением. Рассмотрим употребление NEITHER на конкретных примерах.

I am not hungry. – Neither am I.

Я не голоден. – Я тоже (нет).

Формы глагола to be (am/is/are) могут использоваться как вспомогательные глаголы в Present Simple. Обратите внимание на то, что после neither вспомогательный глагол не имеет отрицательной частички not, так как в английском языке в рамках одного предложения может быть только одно отрицание.

He does not want to go to school today and neither do I.

Он не хочет идти в школу сегодня, и я не хочу. (Рис. 4)

В исходном предложении подлежащим является he (он), поэтому использован вспомогательный глагол does, а в согласии подлежащим является I (я), поэтому нам нужен вспомогательный глагол do.

Рис. 3. Иллюстрация к примеру

I did not call them. – Neither did I.

Я не звонил им. – Я тоже. (Рис. 5)

Did – вспомогательный глагол времени Past Simple.

I was not laughing. – Neither was I.

Я не смеялся. – Я тоже.

Was – вспомогательный глагол времени Past Continuous.

I will not have dinner. – Neither will I.

Я не буду ужинать. – Я тоже.

Вспомогательный глагол Future Simple – will.

Рис. 4. Иллюстрация к примеру

Исключения из правил

Обратите внимание на то, что в кратком ответе после NEITHER, как и после SO, могут использоваться все остальные местоимения и существительные, как в ед., так и во мн. ч., а также и имена собственные.

e. g. I don't know him. – Neither do you/we/they/my friends/James and Gill. Neither does he/she/my uncle/Peter Smith.

I don't know him.

NEITHER

do

you

we

they

my friends

James and Gill

does

he

she

my uncle

Peter Smith

Но в правилах использования SO и NEITHER есть одно исключение. Если в исходном предложении есть модальные глаголы can/could, may/might и should, то в кратких подтверждениях также будут использоваться именно эти слова.

       

e. g. Mary can swim. So can John.

Мэри умеет плавать. И Джон умеет. (Рис. 6)

She could not lift the box. Neither could John.

Мэри не смогла поднять ящик. Джон тоже.

Tom should see his doctor. So should she.

Тому следует сходить на прием к врачу. И ей тоже.

You may not go out so late. Neither may your sister.

Тебе нельзя выходить на улицу так поздно. И твоей сестре нельзя.

Рис. 5. Иллюстрация к примеру

Что такое a.m. и p.m.?

Как известно, существуют две системы указания времени: французская система и английская система. Так, во французской системе каждые сутки разделяют на 24 часа. Отсчет времени идет с полуночи (midnight) – 00:00. Эту систему используют в России. Что касается английской системы, то время в сутках делят на две части:

До полудня.

После полудня. (Рис. 3)

Итак, расшифровка am и pm следующая:

am – (с лат.) до полудня – с 0 часов (полночь) до 12 часов дня;

pm – (с лат.) после полудня – время с 12 часов до 0 часов (полночь).

А вот примеры расшифровки времени am/pm:

3: 00 a. m. – 3:00

12:00 a. m. – 12:00

7:45 p. m. – 19:45

11:15 p. m. – 23:15

Рис. 6. Иллюстрация к примеру

Прием пищи на английском языке

Очень часто у учеников возникают такие вопросы, как: в чем разница между lunch и dinner, между dinner и supper? Рассмотрим названия приемов пищи на английском языке.

MEALS

(приемы пищи)

Breakfast

Завтрак

До 12:00

Brunch

Поздний завтрак

Lunch

Обед

12:00–14:30

Tea

Полдник

Около 16:00

Dinner

Ужин

18:00–19:00

Supper

Поздний ужин

После 19:00

Итак, BREAKFAST – это завтрак. BRUNCH – поздний завтрак. Это новое слово. Оно применяется, когда завтракать уже поздно, а обедать слишком рано. LUNCH (12.00 – 14.30) – обед. Следующий прием пищи обозначается словом «tea» (полдник), который пьют примерно в 16.00. DINNER (18.00 – 19.00) – ужин. Обычно это последний прием пищи за день, но может быть еще и SUPPER – поздний ужин, который обычно бывает легким.

Funny stories

I’d like to tell you some funny stories. And here is the first one.

Teacher: “Did your father help you with your homework?”

Pupil: “No! He did it all by himself!”

Учитель: «Твой папа помогал тебе с домашним заданием?»

Ученик: «Нет! Он все сам сделал!»

The second story.

The teacher to a pupil: “Conjugate the verb “to walk” in Present Simple.”

The pupil: “I walk, you walk…”

The teacher interrupts him: “Quicker please!”

The pupil: “I run, you run…”

Учитель ученику: «Проспрягай глагол «идти» в настоящем времени.»

Ученик: «Я иду, ты идешь…»

Учитель перебивает ученика: «Быстрее, пожалуйста!»

Ученик: «Я бегу, ты бежишь…»

And the third one.

Father: “What did you do today to help your mother?”

Son: “I dried the dishes.”

Daughter: “And I helped to pick up the pieces.”

Отец: «Что вы сегодня делали, чтобы помочь маме?»

Сын: «Я вытирал посуду».

Дочь: «А я помогала собирать осколки». (Рис. 7)

Рис. 7. Иллюстрация к шутке

Задания для самопроверки

Now let’s do some exercises to understand the use of so and neither in short answers better.

А теперь сделаем несколько упражнений, чтобы лучше понять правила использования so и neither в коротких ответах.

Look at the sentences and fill the gaps with so or neither.

1. I like oranges. – ___ do I. → So

2. I am a student. – ___ am I. → So

3. I didn't find her. – ___ did I. → Neither

4. I have no time. – ___ do I. → Neither

5. I have a question. – ___ do I. → So

6. Maria works in this building. – ___ does Anton. → So

7. She didn't ask him about it. – ___ did you. → Neither

8. You shouldn't stay here. – ___ should Alex. → Neither

9. John can speak Italian. – ___ can Tom.→ So

10. I don't like it. – ___ do I. → Neither

Список литературы

Афанасьева О. В. Серия «Новый курс английского языка для российских школ». 5 класс. – М: Дрофа, 2008. Фомина И. Н., Фомина Л. В. Английский язык в алгоритмах. – Днепропетровск, 2007. Дубровин М. И. Иллюстрированный путеводитель по английской грамматике. – М: «Начала-Пресс», 1992. Пахотин А. Всё о модальных глаголах и сослагательном наклонении в английском языке. – М: Издатель Карева, 2005.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

NJNJ. ru - Ваш первый гид в мир английского языка . UsefulEnglish. ru . English-Tutorial. Ru .

Домашнее задание

Выразите согласие/несогласие с данными предложениями, используя SO или NEITHER.

1) I have seen the film. 2) I haven't seen the film. 3) I'm tired. 4) I am not tired. 5) I was at the theatre yesterday. 6) I wasn't at the theatre yesterday. 7) I am reading a book now. 8) I am not reading a book now. 9) I played football last Sunday. 10) I didn't play football last Sunday. 11) I can swim long distances. 12) I can't swim long distances. 13) We saw a ship in the distance. 14) I have got an important letter today. 15) Petrov wasn't late for the performance.

Выберите правильный вариант реакции на предложение.

1) I've never seen her dance. – So have I/Neither did my son. 2) I can't go to the cinema tonight. – Neither could I/Neither can he. 3) My sister found the book interesting. – Neither did I/So did I. 4) I didn't enjoy the film very much. – Neither do I/Neither did my friends. 5) I like adventure films. – So does he/Neither do they. 6) I don’t go to school on Sunday. – Neither he does/ Neither does she. 7) Bobby can’t play cricket. – Neither can I/So san I. 8) I helped my mother yesterday. – So did I/So he did. 9) Mike could read when he was 6. – Neither could I/So could Peter. 10) He wasn’t late yesterday. – So were we/Neither were they.