Открытый урок литературы в 10 классе Александр Николаевич Островский

Тема: Александр Николаевич Островский. Этапы биографии и творчества (1823-1886 гг.). Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского национального театра.

Цели урока: раскрыть роль А. Н.Островского в развитии русской драматургии и театра; увлечь учащихся жизнью и творчеством драматурга; история создания драмы "Гроза".

Оборудование: портрет А. Н.Островского, мультимедийная установка ( презентация, тест).

Ход урока.

1. Оформление тетрадей (запись темы, эпиграфа).

Литературе вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: " У нас есть свой драматический театр. Он по справедливости должен называться "Театр Островского".

План урока: А) А. Н.Островский - "Колумб Замоскворечья". Биографическая и творческая справка. Б) А. Н.Островский - создатель русского национального театра. Малый театр. В) Место А. Н.Островского в литературной идейной борьбе. Г) История создания драмы "Гроза".

2.Слово учителя. Почти 50 пьес отдал А. Н.Островский театру. 46 из них были поставлены при жизни драматурга. Они заняли прочное место в репертуаре. "Нет дня в году, чтобы в 5-6 театрах не шла моя пьеса",- писал А. Н.Островский в 1871 г. Эта фраза, сказанная Александром Николаевичем актуальна и для нашего времени, на сценах различных театров в разных городах в репертуарах значатся пьесы Островского, интерес к ним неиссякаем. Так кто же такой Островский, что вы о нем узнали? ( учащиеся рассказывают биографию драматурга).

3. Слово учителя. Дополняем ответ учащихся презентацией о драматурге на мультимедийной установке. Особо отмечаем значение в творчестве усадьбы Щелыково.

4.Тест на закрепление и усвоение нового материала.

1. А. Н.Островский родился:

А) 13 марта 1823 года

В) 31 марта 1823 года

2. Кумирами Островского были актеры:

А) Щепкин

Б) Волков

В) Мочалов

3. Писатель В. Ф.Одоевский сказал: "Я считаю, на Руси три трагедии: "Недоросль", "Горе от ума", "Ревизор". На "..." я ставлю номер четвертый". Как называется пьеса, на которой Одоевский ставит номер четыре?

А) "Гроза"

Б) "Бесприданница"

В) "Банкрот"

       

4. Замоскворечье - это район Москвы на Малой Ордынке, где жили будущие персонажи пьес Островского:

А) дворяне

Б) купцы

В) помещики

5.Первое место службы А. Н.Островского называлось:

А) совестный суд

Б) коммерческий суд

В) гражданский суд.

6.Напишите мини-сочинение на тему: "А. Н.Островский - великий драматург".

5.История создания драмы "Гроза" (сообщение ученика).

6.Вывод по уроку.

"В самом деле - видеть на сцене всю Русь, с ее добром и злом, с ее высоким и смешным, слышать говорящими ее доблестных героев, вызванных из гроба могуществом фантазии, видеть биение пульса ее могучей жизни!" - так говорил В. Г.Белинский о драматургии А. Н.Островского.

Могучий талант Островского осуществил эту мечту о национальном, "народном, русском театре". Островский сам сознавал свою близость к народному творчеству. В письме к умирающему Некрасову он писал: "Как вам умирать, с кем же мне тогда идти в литературе? Ведь мы с вами только двое знаем его, умеем любить его сердцем и чувствовать его нужды без шаблонного западничества и без детского славянофильства".

Л. Н.Толстой, касаясь проекта выпуска произведений Островского издательством "Посредник", писал драматургу: "Я по опыту знаю, как читаются, слушаются и запоминаются твои вещи народом, и поэтому мне хотелось бы содействовать тому, чтобы ты стал теперь поскорее в действительности тем, что ты есть,- несомненно, общенародным в самом широком смысле писателем".

Чрезвычайно важна роль Островского и в истории русской литературы. Пьесы его имеют для нас важнейшее познавательное значение. Островский не был спокойным, бесстрастным бытописателем русской жизни. Это был общественный трибун, демократ.

Мы знакомимся по его пьесам с тяжелым, мрачным бытом "темного царства", с сочувствием следим за борьбой свободной, вольнолюбивой личности с мертвящими устоями прошлого, учимся познавать богатства душевных сил русского человека и ненавидеть тот гнет, который мешал в прошлом свободному развитию его личности.

Добролюбов еще в ранних пьесах Островского увидел черты народности. Глубина изображения Островским быта и психологии русского народа действительно дает ему все права на имя великого народного русского драматурга.

"Только те произведения, писал Островский,- пережили века, которые были истинно народными у себя дома; такие произведения со временем делаются понятными и ценными и для других народов, а, наконец, и для всего света".

Эти слова великого русского писателя полностью приложимы к драме "Гроза", одному из шедевров не только русской, но и мировой драматургии.

7.Итог по уроку, оценки, домашнее задание.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков