Открытый урок по литературе. 8-й класс. «Знакомьтесь: Иван Александрович Хлестаков из Петербурга» (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)

— Может ли человек, обладая таким набором «+» и « — «, быть генерал-губернатором, сановником, ревизором? (Нет!)

— А почему его принимают за ревизора?

(Обратимся к эпиграфу урока: вертопраха, пустейшего, в котором не было и не могло быть ничего похожего на ревизора, приняли без тени сомнения за такового (!), так как сами чиновники этого хотели!).

Надо сказать, что критики, читатели и зрители Хлестакова толковали по-разному. Мы же отнеслись к Хлестакову без категоричного осуждения и уж тем более обличения, и ничего клеймящего Хлестакова в комедии Гоголя не услышали. Мы увидели в нём расчётливого хвастуна, жалкого честолюбца, чуть ли не создающего себе рекламу, красавца-франта и жалкого нищего.

       

Каким вы его видите — это будущая работа вашего ума, это рефлексия урока, это ваше домашнее задание.

VII. Домашнее задание:

Подготовить устное сочинение на тему: «Иван Александрович Хлестаков — чиновник из Петербурга», в котором, используя денотатный граф, вы не только расскажите о Хлестакове, но и выскажете своё отношение к герою.