Открытый урок по литературе по творчеству Симонова “Никто не забыт, ничто не забыто” К. Симонов “Ты помнишь, Алёша, дороги…”

Уровень образования:

Основное общее образование

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

6 класс

Предмет(ы):

История

Литература

Цель урока:

Знакомство с творчеством К. Симонова. Формировать навыки анализа стихотворения. Развивать интерес к истории прошлого России. Воспитывать любовь к Родине

Тип урока:

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории):

19

Используемые учебники и учебные пособия:

1. Литература 6 кл. учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель Полухина В. П. "Просвещение" Москва 2009г.

2. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией Коровиной В. Я.

Используемая методическая литература:

1.Методические советы для 6 класса. Литература. Под редакцией В. И. Коровина Москва "Просвещение" 2004

2. Литература в таблицах 5-11 класс. АСТ "Астрель" Москва

3. Читаем, думаем, спорим... 6 класс (дидактические материалы по литературе).Москва "Просвещение"2004

4. Уроки литературы в 5-6 классах. И. И. Аркин Москва "Просвещение" 2006

Используемое оборудование:

1. Компьютер

2. Проектор

3.Экран

4. Распечатанный текст стихотворения (19 шт.)

5. Маркеры (3 цвета).

Используемые ЦОР:

Электронная презентация

Краткое описание:

Данный урок для 6 класса. На уроке учащиеся знакомятся с биографией К. Симонова, анализируют текст стихотворения с опорой на схему анализа стихотворения, выделяют лексические и изобразительно-выразительные средства языка, используя приём маркировки текста, учатся высказывать своё отношение к прочитанному.

Цель урока:

Познакомить учащихся с творчеством К. Симонова.

Формировать навыки анализа стихотворения (акцент на схему анализа стихотворения).

Развивать интерес к историческому прошлому России.

Воспитывать любовь к Родине.

Оборудование:

Презентация.

Распечатанный текст стихотворения К. Симонова "Ты помнишь, Алёша,....".

Маркеры.

Предварительная работа:

       

1 ученик готовит сообщение о К. Симонове, 2 ученик к его сообщению готовит вопросный план.

Ход урока:Титульный слайд.

I. Вход в учебную ситуацию.

Слайд 1: фото "Вставай страна"

У: С какими событиями в истории нашей Родины связан этот фрагмент презентации?

Д: С событиями периода Великой Отечественной войны.

У: Как защищали люди Родину в эти годы?

Д: Сражались на фронте, трудились в тылу на заводах, в партизанских отрядах.

У: Верно каждый по-своему защищал Родину. Писатели и поэты тоже были на защите своего Отечества: военные корреспонденты, рядовые, офицеры. Не понаслышке они создавали свои произведения о войне. Художественное слово, создаваемое писателями и поэтами, имело немаловажное значение: оно согревало душу, будило лучшие чувства, звало к победе! Стихи Твардовского, Самойлова, Симонова помогали идти в атаку, сражаться с фашистскими варварами. Сегодня мы с вами поговорим о К. Симонове и его стихотворении "Ты помнишь, Алёша,..." .

Слайд 2 : фото К. Симонова.

II. Пребывание в учебной ситуации.

1. Двое учащихся получили задание заранее.

Выступает первый ученик, рассказывает о поэте, в это время второй - записывает на доске вопросный план (объем сообщения и плана зависит от уровня подготовленности класса).

2. Блиц - опрос учащихся по пунктам плана, что запомнили, а что нет (я использую принцип игры "Снежный ком" или "Змейка", возможны индивидуальные кроссворды).

3. Выразительное чтение стихотворения К. Симонова "Ты помнишь, Алёша,...".

Читает учитель, затем еще раз 1 ученик.

4. Беседа по прочитанному тексту с опорой на план анализа.

У: Какой период войны описан в данном стих - ии?

Д: Начало войны - самый сложный и тяжелый период войны.

У: Какую проблему открывает нам автор?

Д: Как тяжело оказаться на дорогах войны, как тяжело смотреть на людей, которые страдают от потери близких и это еще тяжелее, чем воевать, как тяжело терять товарищей и осознавать, что по родной русской земле шагает беспощадный враг.

У: К чему призывает нас автор?

Д: Стойко переносить трудности войны, верить в победу, защищать Родину, близких, родных от врага.

У: Какие чувства вызывает стихотворение?

Дети, ориентируясь на слайд 3, формулируют свои мысли:

Тревогу Сострадание Радость Страх Восхищение Я чувствую Горе Боль Тяжесть испытаний Сочувствие

5. Работа по маркировке текста (в группах).

У: Выделите ключевые слова, которые помогают нам воссоздать картину: что поэт увидел на дорогах войны.

Желтым маркером дети отмечают: "дороги Смоленщины, усталые женщины, изба под Борисовом, плачущие старики, пожарища и т. д.".

У: Какие лексические особенности встречаются в тексте?

Д: Устаревшие слова.

Зеленым маркером дети выделяют слова: "тракт, погост, околица, покуда, кринки и т. п."

Слайд 4 : Словарь

У: Какие средства выразительности помогают создать сжатые, но ёмкие картины войны?

Учащиеся маркируют оранжевым маркером средства выразительности и комментируют их. Каждая группа получает свое задание: 1- эпитеты, 2 - сравнения, 3 - метафоры, 4 - олицетворения.

Слайд 5 : Иллюстрация по тексту.

III. Выход из учебной ситуации.

У: Какое значение имеют для нас подобные произведения?

Д: С помощью таких произведений мы можем заглянуть в неизвестные для нас страницы истории нашего Отечества.

У: Безусловно, художественные произведения - это своеобразный учебник истории, который ярко и правдиво откроет нам многие тайны истории нашей Родины.

!!! Теперь запишите дом. задание :подготовьте наизусть чтение стихотворения о войне.

Следующий урок - урок - концерт.