Ознакомление учащихся с пунктуационными понятиями

С рядом пунктуационных понятий учащиеся знакомятся в V классе, так как в этом возрасте они изучают несколько частных пунктуационных норм. Это обстоятельство следует учитывать при организации работы по пунктуации.

Знакомство со знаками препинания и их функциями. К началу изучения раздела "Синтаксис и пунктуация" школьники знают несколько знаков препинания и пунктуационные правила, регулирующие их постановку или непостановку. Из этого следует необходимость в повторении и закреплении известных детям знаний по пунктуации. Одновременно потребуется расширить сведения о знаках препинания: ввести новые знаки и дать представление о функциях знаков препинания. Этому правомерно отвести целый урок после прохождения синтаксической темы "Предложение". Данный урок можно построить по следующему плану:

1) называние детьми известных им знаков препинания (т. е.особых графических средств письма, расставляемых между словами в предложении и между предложениями в тексте);

2) сообщение учителя о том, что знаки препинания бывают одиночными и двойными;

3) выполнение упражнений, закрепляющих повторенные и новые сведения по пунктуации;

       

4) сообщение учителя о том, что знаки препинания в тексте и в предложении выполняют разные функции (разную роль):

А) в конце предложений они завершают их на письме (приводятся примеры незавершенных предложений - без знаков препинания - и завершенных - со знаками препинания); знаки препинания в конце предложения называют знаками завершения (выполняется упражнение на расстановку знаков препинания в небольшом тексте, например: Каштанка подошла к дверидверь тихонько отворилась из нее вышел незнакомый человек);

Б) внутри предложения они могут разделять слова (приводится пример с однородными членами без союзов) или выделять их (приводится пример с обращением); такие знаки препинания называют знаками разделения и знаками выделения (выполняются упражнения на нахождение в предложении разделительных и выделительных знаков препинания и на систематизацию изученного - составляется таблица "Виды знаков препинания по функции").

В дальнейшем по мере повторения известных детям пунктуационных правил эта таблица заполняется примерами знаков препинания; в процессе их повторения учитель оперирует новыми пунктуационными понятиями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков