Педагогические технологии

Прогресс в отдельных направлениях работы лицея на современном этапе может, на наш взгляд, осуществляться только как инновационный процесс: замена устаревших и неэффективных средств новыми для данных условий и более эффективными, использование новых идей и технологий. В последние годы этой проблеме были посвящены разработки Ю. К. Бабанского, М. А. Балабана, В. П. Беспалько, И. П. Волкова, И. Ф. Гончарова, В. В. Давыдова, А. А. Католикова, Л. Н. Погодина, Г. К. Селевко, и многих других ученых и педагогов. Большинство из них занималось проектированием развития школы с учетом применения собственных технологий (инноваций).

Описание их технологий, которое предполагает раскрытие всех основных характеристик (идентификация, название, концептуальная часть, особенности содержания образования, процессуальные характеристики и программно-методическое обеспечение), по понятным причинам не представляется возможным. Поэтому мы ограничимся представлением только целевых ориентаций и основных концептуальных положений.

Наиболее прогрессивными, эффективными и интересными из них, на наш взгляд, являются следующие.

1. Технология проблемного обучения Т. А. Ильиной, которая предполагает такую организацию учебных занятий, когда под руководством учителя создаются проблемные ситуации, и активизируется самостоятельная деятельность учащихся по их разрешению. В результате этого происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Концептуальными положениями данной технологии являются следующие:

Учащийся в онтогенезе повторяет путь человечества в познании;

Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс;

Обучаемый осваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

2. Технология развивающего обучения Д. Б.Эльконина - В. В.Давыдова имеет следующие гипотезы:

- детям с дошкольного возраста доступны многие общие теоретические понятия; они принимают и осваивают их раньше, чем начинают действовать с их частными эмпирическими проявлениями;

- возможности учащегося к обучению и развитию огромны, но не используются школой;

- возможности интенсифицировать умственное развитие лежат в содержании учебного материала, поэтому основой развивающего обучения служит его содержание, от которого производны методы организации обучения;

- повышение теоретического уровня учебного материала стимулирует рост умственных способностей учащихся.

3. Технология саморазвивающего обучения Г. К. Селевко содержит следующие концептуальные положения:

- ученик - субъект, а не объект процесса обучения;

- обучение приоритетно по отношению к развитию;

- обучение направлено на всестороннее развитие с приоритетной областью - формированием самоуправляющих механизмов личности.

- ведущая роль теоретических, методологических знаний.

4. В технологии личностно-ориентированного развивающего обучения И. С. Якиманск ой особое значение придается такому фактору развития как субъективному опыту жизнедеятельности, приобретенному в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания мира людей и вещей. Субъективность личности (индивидуальность) проявляется в избирательности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отношении к объектам познания (материальным и идеальным).

Основными гипотезами данной школы являются следующие:

- учащийся не становится субъектом обучения, а им изначально является, как носитель субъективного опыта;

- учение есть не прямая производная обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно значимый. А потому очень действенный источник развития;

- "вектор развития" строится от учащегося к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его развитию;

- ученик ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта и развития на его основе.

5. Известные технологии развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности имеют различные акценты целей. У Волкова И. П. - это выявить, учесть и развить творческие способности; приобщить учащихся к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт. У Альтшуллера Г. С. - это обучить творческой деятельности; ознакомить с приемами творческого воображения; научить решать изобретательские задачи. У Иванова И. П. - это воспитать общественно-активную творческую личность, способную приумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.

Теория решения изобретательских задач Г. С.Альтшуллера построена на следующих основах:

- теория - катализатор творческого решения проблем;

- знания - инструмент, основа творческой интуиции;

- творческими способностями наделен каждый;

- творчеству, как любой деятельности можно учиться.

По И. П. Иванову, коллективное творческое воспитание предполагает:

- диалог всех возникающих точек зрения;

- уважение самости учащегося, его уникальной позиции в мире;

- социальная направленность деятельности;

- коллективная деятельность как средство создать мощное творческое поле;

- использование феномена группового влияния на индивидуальные способности личности;

- создание условий для проявления и формирования основных черт творческой деятельности.

В качестве альтернативы достаточно жесткого алгоритма выбора и освоения педагогических технологий являются рекомендации И. П. Волкова по построению гибкого и многовариантного процесса обучения.

Школа творчества И. П. Волкова аккумулирует в себе:

- компьютерный подход к обучению;

- обучение по двум равноценным направлениям: единая базовая программа и творческая деятельность;

- блочно-параллельная структура учебного материала;

- выявление, учет и развитие индивидуальных творческих способностей;

- начальный период формирования талантливости в рамках массовой школы;

- включение для данной сферы методов науки и обобщенных способов решения проблем.

6. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В. Ф. Шаталова имеет следующие целевые ориентации:

- формирование знаний, умений и навыков;

- обучение всех детей, с любыми индивидуальными данными;

- ускоренное обучение.

Основными принципами данной технологии являются:

- многократное повторение, обязательный поэтапный контроль, высокий уровень трудности, изучение крупными блоками, динамический стереотип деятельности, применение опор, ориентировочной основы действий;

- личностно-ориентированный подход;

- гуманизм (все дети талантливы);

- ученье без принуждения;

- бесконфликтность учебной ситуации, гласность успехов каждого, открытие перспективы для исправления, роста, успеха;

- соединение учения и воспитания.

7. А. А. Католиков воплотил в условиях типовой интернатской школы модель трудового воспитания по А. С. Макаренко. В качестве целевых ориентаций своей агрошколы А. Католиков определил следующие аспекты:

- формирование качеств действенно-практической сферы личности;

- воспитание потребности в труде, осознанного, творческого отношения к нему;

- развитие значимых для технологической деятельности психофизиологических функций организма, профессионально важных качеств личности, общих (интеллектуальных, физических, творческих и др.) способностей;

       

- формирование профессионализма в сочетании с широким политехническим образованием, позволяющим применять свои знания и способности в различных сферах общественного производства;

- включение учащихся в трудовые (производственные) отношения;

- создание оптимальных условий для овладения учащимися современными знаниями в экономике;

- формирование гибких умений, позволяющих учащимся быстро осваивать новые виды труда, самостоятельности, инициативности и предприимчивости;

- профессиональная ориентация;

- воспитание христианской веры;

Концептуальной основой данной технологии является:

- понимание того, что труд - это основа формирования личности;

- интерес и внимание к каждому учащемуся;

- соединение обучения с производительным трудом, чередование умственного и физического труда;

- технологическое образование как неотъемлемая часть общего;

- сочетание индивидуально-личностного подхода и коллективного воздействия;

- разновозрастная организация учебного и трудового процессов;

- школьный макаренковский коллектив, педагогика параллельного действия;

- детское самоуправление и контроль;

- возрождение духовных начал (не полюбив Бога, нельзя полюбить человека).

8. Технология авторской школы самоопределения А. Н. Тубельского предусматривает сочетание обучения и воспитания с работой по созданию и апробации личностно-ориентированного содержания образования. Ее целевые ориентации:

- обретение учащимся своего "Я", самоопределение;

- обеспечение пробы сил молодым человеком в различных видах познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественно-организатор-ской и физкультурной деятельности;

- усвоение круга обязательных в данной школе предметов;

- умение выражать себя в письменном и устном слове, в словесности;

- умение владеть своим телом;

- трудовая подготовка.

Концепция Школы самоопределения основывается на антропософском представлении о том, что с появлением на свет индивид осуществляет свою предзаданность, которая реализуется в онтогенезе в определенных культуросообразных формах мышления и деятельности (философии, религии, науке, искусстве, экономике, производстве и т. п.). Процесс становления личности можно представить как развертывание этой предзаданности, а процесс образования как процесс поиска. Узнавания, формирования образа "Я".

9. Целевой ориентацией школы-парка М. А.Балабана является развитие личности к наивысшему индивидуальному потенциалу. Среди концептуальных положений парковой технологии можно выделить следующие:

- образование рассматривается как органический процесс развития - полная реализация личных потенций каждого индивида;

- интеллектуальное развитие происходит не как усвоение чужого знания, а как естественная модернизация своего собственного опыта;

- школьный класс - замкнутая группа принудительного членства становится открытой студией свободного доступа;

- учебники и программы из казенных орудий внешней сортировки учащихся по способностям становятся полезными справочниками;

- пересматривается система учебных ценностей - многие истины быстро становятся частными мнениями;

- отношения учителя с учеником строятся в режиме частного общения по избирательной системе.

10. Школа адаптирующей педагогики - это школа, где должно быть место каждому учащемуся вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей. Она характеризуется тем, что при сохранении классно-урочной системы организации обучения все обучаемые. В зависимости от их способностей, уровня интеллектуального развития и степени подготовки, распределяются по группам на слабых, средних и сильных. Основной гипотезой данной технологии является концепция превращения массовой школы в адаптационную систему к каждому учащемуся.

11. Технология вероятностного образования имеет следующие целевые ориентации:

- сформировать авторскую позицию учащегося в культуре;

- помочь учащемуся обрести способность заявить себя в мире культуры и вести диалог с культурой;

- развить потребности самореализации в различных сферах и формах культуры.

Концептуальными положениями данной технологии являются:

- во главу угла поставлен индивидуальный мыслеобраз, а не стандарты программ;

- учащийся ценен своим индивидуальным своеобразием;

- образование - это мир, стоящий между личностью ученика и учителя; это древнейшее порождение цивилизации есть насилие над личностно-индивидуальным бытием человека.

12. Система эффективных уроков А. А. Окунева имеет целеполаганием усвоение стандартных знаний, умений и навыков; математических способов умственных действий, а также развитие способных детей.

Концептуальными положениями данной технологии являются следующие аспекты:

- движущая сила учебного процесса - это противоречие между теми задачами, которые стоят перед учащимися и их знаниями, умениями;

- в каждый урок должен быть положен принцип интереса;

- хороший урок - это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий.

13. Теория поэтапного формирования умственных действий М. Б. Волович имеет своей целью эффективное усвоение программных знаний, умений и навыков. Основными ее концепциями являются следующие положения:

- ориентировочный инстинкт всегда предшествует появлению знания;

- мышление - результат интериоризации практических действий и свойственной им логики;

- понятие ориентировки переносится во внутренние психические процессы, мышление рассматривается как "свернутый в языке процесс внешней предметной деятельности.

14. Коллективный способ обучения А. Г. Ривина и В. К. Дьяченко предусматривает такую организацию учебного процессе, при котором обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Целевой ориентацией этого способа является усвоение знаний, навыков и умений; развитие коммуникативных качеств личности; создание интернациональной трудовой школы. Основными принципами данного способа являются:

- завершенность, или ориентация на высшие конечные результаты;

- непрерывная и безотлагательная передача полученных знаний друг другу;

- сотрудничество и взаимопомощь между учащимися;

- разнообразие тем и заданий (разделение труда);

- разноуровневость (разновозрастность) участников педаго-гического процесса;

- обучение по способностям и ндивида;

- педагогизация деятельности каждого участника.

15. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов В. В.Фирсова предполагает

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков