План-конспект урока литературы в 6 классе . Тема урока: Уроки доброты

Цели урока:

углубить понимание идейно-художественного богатства рассказа, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте

Способствовать формированию исследовательской культуры личности

Развивать речевую культуру учащихся

Задачи урока:

· Обучение анализу поступков героев через слова, действия (глаголы).

· Формирование у школьников таких нравственных качеств как честность, доброта, долг.

· Воспитание чувства сострадания и любви ко всему живому у учащихся, вызвать интерес к урокам литературы.

Форма: Урок - размышление на основе исследования

Оформление: портрет В. Астафьева, выставка его книг, рисунки учащихся

Метод(ы): слово учителя, опрос, беседа, словарная работа, словесное рисование, инсценировка эпизода, сравнительный анализ произведений

Эпиграф к уроку: Добро спешите делать друг для друга! Нет ничего прекраснее добра!

Ход урока 1.Вступительное слово учителя. Определение цели урока.

Виктор Петрович Астафьев - известный талантливый писатель, наш современник. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича - Сибири, о далеком деревенском детстве, которое было удивительно прекрасной порой. Рассказ "Конь с розовой гривой" открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер.

Наша с вами задача сегодня: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие уроки он несет.

2. Определение места и времени действия рассказа "Конь с розовой гривой".

- Прочитав рассказ, как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа "Конь с розовой гривой"?

: Действие происходит в одной из сибирских деревень на берегу Енисея в первые годы после Гражданской войны.

- Что это было за время?

Как жилось людям? :

       

А) мать Вити утонула б) колхозы еще не создали - дед живет на заимке в) дядя Левонтий работает на батогах г) главной сладостью был обычный пряник д) дети Левонтия питались травой, луком 3.

Словарная работа. увал - пологий холм туесок - берестяная корзина с крышкой батого - длинные поленья супротив - напротив заполошная - суетливая сенцы - передняя часть строения наличники - накладная планка на дверном или оконном проеме шуровать - беспокоить, приводить в действие зариться - завидовать заимка - земельный участок вдали от села, освоенный его владельцами яр - крутой край оврага

1. Исследовательская групповая работа Группа

1 Перечитайте эпизод на странице 176 - 177 со слов "Вскоре братья Левонтьевы..." до слов "Ладно".

Выполните задания.

1.Озаглавьте отрывок. Выбор обоснуйте

2.Найдите слова, которые передают внутреннее состояние мальчика. Дайте оценку чувствам героя.

3.Какие риторические фигуры и с какой целью использовал автор в отрывке?

4.Сделайте вывод, исходя из темы урока: каким качеством должен обладать человек, оказавшись в ситуации соблазна, провокации?

Группа II Перечитайте эпизод на странице 178 - 180 со слов "Тихо..." до слов "про всё, про всё"

1.Озаглавьте отрывок. Выбор обоснуйте

2.Найдите слова, которые передают внутреннее состояние мальчика. Дайте оценку чувствам героя.

3.Найдите на стр. 179 и до конца странице просторечные слова. С какой целью употребляет их автор.

4 Сделайте вывод, исходя из темы урока: каким качеством должен обладать человек, чувствующий угрызения совести? Группа III

Перечитайте эпизод на странице 185 - 186 со слов "Я зарылся в половик..." до конца стр. 186

1.Озаглавьте отрывок. Выбор обоснуйте.

2. Приведите примеры различных способов выражения внутреннего состояния героя - через описание окружающей среды (стр. 185 1 - 6 абзацы) - с помощью олицетворения - с помощью фразеологического оборота

4. Сделайте вывод, исходя из темы урока: каким качеством должен обладать человек, чувствующий угрызения совести?

3.Коллективная работа над эпизодом (стр. 182 - 183) Работа ведётся перед ответом 3 группы 1. Прочитайте отрывок, озаглавьте его. 2. Почему герой начинает жалеть себя? Чем опасна эта жалость? III Обобщение выводов ( по мере ответов демонстрация слайдов (файлов) Нравственные устои личности v Духовная стойкость v Своевременное признание ошибок v Требовательность к себе v Искреннее раскаяние, покаяние 4. Инсценировка сцены из рассказа. Беседа. - И вот мы знакомимся с главными героями рассказа. 1) Инсценировка № 1. Действующие лица: бабушка, внук. Бабушка: Наберешь туесок. Я поведу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник. Внук: Конем, баба? Бабушка: Конем, конем. Внук: Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые. Пряник можно засунуть под рубашку, бегаешь и слышишь, как конь лягает копытами, в голый живот. Холодея от ужаса - потерял - хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться, что тут он, конь-огонь! С таким конем сразу почету сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе и так и эдак ластятся и в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. 2) Обсуждение инсценировки. Пересказ эпизода. - Почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком? - Вот и отправляется наш герой с ребятами дяди Левонтия в лес за земляникой, чтобы трудом своим заработать пряник. Расскажите от лица героя, что произошло в лесу? (эпизод об "интересном и веселом" дне) 3) Инсценировка № 2. Действующие лица: Санька и герой (Витя). Санька: Бабушки Петровны испугался! Эх, ты! Герой: Зато мне бабушка пряник конем купит! Санька: Может кобылой? Скажи уж лучше - боишься ее, и еще жадный! Герой: Я? Санька: Ты! Герой: Жадный? Санька: Жадный! Герой: А хочешь все ягоды съем? Санька: Слабо! Герой: Мне слабо? Мне слабо? Вот! Ешьте вместе со мной! 4) Обсуждение инсценировки. Анализ эпизода. - Правильно ли поступил герой? Как вы думаете? Обратите внимание: "Понял, что попал на уду". - А тут Санька опять со своим советом: "Ты в туес травы натолкай, а сверху ягоды - и готово дело!" Повздыхал, повздыхал он, так и сделал. - Вспомните поведение мальчика, что пришлось пережить ему? - Осуждаете ли вы его за это? - Когда, по-вашему, переживания героя особенно обострились? - С чем это было связано? 5. Сравнение рассказа В. Астафьева и "Притчи о блудном сыне". - Как вы думаете, почему бабушка, несмотря на обман внука, купила ему пряник? Какие качества ее проявились в этом эпизоде? : Да, бабушка сумела понять и простить внука. Любое живое существо на Земле заслуживает того, чтобы окружающие услышали его, каждый заслуживает быть понятым другим. - А что значит "понять"?(Носова) : "Понять" - значит "услышать" переживания, мысли другого, разделить его чувства, "приоткрыть" свое сердце и обязательно дать почувствовать другому, что он понят, "услышан". - Как вы думаете, просто ли это? Что для этого требуется? : Понять другого не просто. Для этого надо иметь особое душевное свойство, надо приложить усилия, быть милосердным. - Милосердие - это...( Носова) - Как вы оцениваете в другом человеке и в себе качество, как умение понять другого, простить? : Это то, что вызывает уважение окружающих и за что можно уважать себя. - Вспомним "Притчу о Блудном сыне" ( Камнева). В чем сходство этих произведений? :а) родителей (бабушку) обидели б) перед бабушкой (в рассказе) и перед отцом (в притче) стоит выбор: они могут хранить обиду и отвергнуть сына (внука), упрекнуть его. Но оказывается родительская любовь - то, без чего нельзя жить, она выше справедливости, которой придерживается старший сын. Милосердие и родительская любовь оказались выше. 6. Подведение итогов урока. - Прочитайте заключительные строки рассказа: "Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой". - Почему такими словами заканчивает Астафьев повествование? - Какие выводы, мысли возникли у вас после прочтения рассказа? : 1. Люби ближнего своего как самого себя. 2. Чтобы очистить свою душу - покайся. 3. Как важно понять человека. 4. Надо быть милосердным всегда. 5. Лучше простить, чем наказать. 6. Спешите делать добро. 7. Делая добрые дела, мы приобретаем собственное счастье. 7. Домашнее задание: написать мини-сочинение "Почему бабушка купила пряник конём?" Тест по рассказу В. П.Астафьева "Конь с розовой гривой" 1. Как зовут бабушку героя? а) Михайлова; б) Николаевна; в) Петровна. 2. Что просил шантажом у главного героя его лучший друг? а) калач; б) булку;

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков