План-конспект урока по биологии на тему «Роль бактерий в природе и жизни человека»

Тема: Роль бактерий в природе и жизни человека.

Цель урока: раскрыть перед учащимися значение бактерий в живой природе.

Задачи:

1. Дать представление о многообразной роли бактерий в природе и жизни человека, о значении бактерий.

2. Развитие понятий: бактерии гниения, почвенные бактерии и бактерии молочнокислого брожения.

3. Формирование материалистической картины мира.

Оборудование: таблица, препарат корня бобового растения с клубеньками, кинофильм, дополнительная литература.

Методы:

1. Словесный – рассказ, объяснение.

2. Наглядный – демонстрация таблиц, препаратов, книг

Тип урока – комбинированный

Структура урока

I. Организационный момент

II. Опрос домашнего задания.

1. Индивидуальный опрос по дидактическим карточкам и индивидуальные вопросы учащимся:

- различие бактериальной и растительной клетки.

- строение бактериальной клетки

- условия жизни бактерий

- разнообразие форм бактерий

       

2. Фронтальный опрос.

Программированный диктант. Вопросы:

1. Какие условия наиболее благоприятны для жизнедеятельности бактерий?

2. Какие способы питания характерны для бактерий?

3. Какие органоиды есть в бактериальной клетке?

4. Бактерии, питающиеся органическими веществами живых организмов называются… (варианты ответов – сапротрофы, паразиты, гетеротрофы, фитонциды)

III. Изучение нового материала.

Учащимся предлагается заполнить следующую схему:

Разновидность бактерий и их значение

Клубеньковые Гниения Почвенные Молочнокислые Анаэробные Симбиотические

…. …. ….. …… …… …….

В процессе рассказа учителя ученики последовательно заполняют схему примерами жизнедеятельности этих бактерий.

Клубеньковые бактерии – это бактерии, обитающие на клубеньках бобовых растений, они привлекают азот из атмосферы (из воздуха) и фиксируют его в почве. Азот очень необходим растениям для их роста и развития, при недостатке азота в почве растение погибает. Поэтому так важно выращивать разнообразные растения семейства бобовые для обогащения почвы этим важным элементом. Кроме азотофиксирующих бактерий есть также нитрифицирующие, превращающие азот в нитрат (N-NO3) и денитрифицирующие, превращающие нитрат в азот (NO3-N). Они участвуют в круговороте азота.

Бактерии гниения. Эти бактерии разлагают растение, дерево, водоросль, рыбу, мясо и другие органические формы жизни на Земле, которые умерли. Эти бактерии разлагают сложные вещества на более мелкие – аммиак, воду, углекислый газ и минеральные соли. Эти бактерии – санитары нашей планеты. Бактерии гниения – производители перегноя в почве.

Почвенные бактерии. Эти бактерии образуют почву и все питательные вещества, которые необходимы растению. Они образуют гумус – где находятся органические вещества и запасается вода. Там, где почвенные бактерии отсутствуют – почвы не плодородные, сухие, серые с трещинами, с большим количеством песка и глины.

Молочнокислые бактерии. Это бактерии, которые питаются молочным сахаром (лактозой) и превращают его в белок казеин. Используются в пищевой промышленности, для получения молочнокислых продуктов – кефира, творога, сыра. Также эти же бактерии участвуют в процессе квашения овощей (например, капусты) и в процессе изготовления силоса (питательной добавки к пище для скота).

Анаэробные бактерии. Это бактерии, способные жить без кислорода воздуха. В основном это – болезнетворные бактерии, вызывающие разнообразные заболевания. Но есть и другие анаэробные бактерии, которые появились задолго до появления всего живого на Земле. Благодаря многим анаэробным бактериям на нашей планете появились такие вещества как – сера, железо, метан, и такие сложные как нефть и природный газ.

Симбиотические бактерии. У многих животных (например у многих насекомых и травоядных млекопитающих) в кишечнике живут бактерии, способные переваривать древесину, целлюлозу и другие сложные вещества. В кишечнике человека тоже живут бактерии – их называют микрофлора, они вырабатывают вещества, стимулирующие иммунитет человека.

В заключении урока предлагается зарисовать следующую схему:

Повара

Агрономы —— Бактерии —— Санитары и дворники

Врачи

Вывод: бактерии играют важную роль в жизни растений, животных и человека. В некоторых случаях их даже специально выращивают в лабораторных условиях или покупают за рубежом. Изучение бактерий сейчас ведётся очень активно, но все, же есть еще много белых пятен.

1 star2 stars3 stars4 stars5 stars (2 votes, average: 4.50 out of 5)
plan-uroka-po-biologii-na-temu-rol-bakterij-v-prirode-i-zhizni-cheloveka/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков