План-конспект урока по физике. Передача электроэнергии. Эффективное использование электроэнергии

Цель урока: углубить представления о том, как осуществляется передача электроэнергии на большие расстояния и как эффективно использовать электрическую энергию.

Ход урока

Проверка домашнего задания методом составления кроссворда

Учащиеся составляют кроссворды в течение 15 минут. Оценки выставляются за лучшие работы.

Изучение нового материала методом беседы с учащимися

1. Сравнить число потребителей и число производителей электрической энергии.

2. Какой большой недостаток у электроэнергии? (нельзя консервировать в больших масштабах)

3. Что делают с произведенной электроэнергией? (передают потребителям)

4. Почему при передаче электроэнергии возникают ее потери? (провода нагреваются)

5. Записать на доске закон Джоуля – Ленца. (Q=I2Rt )

6. Можно ли уменьшить количество выделяемой теплоты, уменьшив их сопротивление?

7. Чтобы уменьшить сопротивление проводов нужно увеличить их сечение, но при этом увеличится масса проводов. При этом соответственно увеличивается количество металла, идущего на изготовление проводов, массивность опор линии электропередач.

Экономически не выгодно – линия передач станет очень дорогой.

8. Можно уменьшить количество теплоты, уменьшив силу тока.

9. Мощность тока сохраняется повышением напряжения. Чем длиннее линия передач, тем выгоднее применять более высокое напряжение.

10. Существуют линии электропередач напряжением 500 кВ, 700 кВ и более высоким.

11. Генераторное напряжение обычно не превышает 16 – 20 кВ. Повышающие трансформаторы устанавливают на всех крупных электростанциях.

       

12. Во сколько раз повышается напряжение, во столько же раз уменьшается сила тока. Мощность остается неизменной.

13. Потреблять такое высокое напряжение оборудование не может. Поэтому перед использованием электроэнергии напряжение понижают трансформатором понижающим.

14. Увеличение силы тока и понижение напряжения производят в несколько этапов.

15. На всех этапах напряжение становится все меньше, а территория где располагаются электрические сети все больше.

16. При очень высоком напряжении около проводов может начаться коронный разряд, который сопровождается утечкой электроэнергии. Проблему решает определенное сечение проводов, которое тщательно подбирают.

17. Чтобы сгладить «пиковые» нагрузки удобно объединять электростанции в энергосистему.

18. Энергосистема решает многие проблемы качественного обслуживания потребителей.

19. Уже давно действует Единая энергетическая система европейской части России.

20. Из сказанного видно, что передача энергии на большие расстояния с небольшими потерями – сложная, но решаемая задача

Схема передачи и распределения электроэнергии

21. Как же удовлетворить все время растущие потребности в электроэнергии?

22. Строить новые электростанции? Очевидно, без этого не обойтись, но видятся и другие возможности решения проблемы.

23. Это эффективность использования электроэнергии, это использование энергосберегающего оборудования, это экономия электроэнергии.

Подведем итоги урока

Домашнее задание: §40, 41, №991.

1 star2 stars3 stars4 stars5 stars