План-конспект урока по литературе на тему «Слово о полку Игореве…» как памятник древней русской литературы

Цели урока состоят в том, чтобы, ОбъединивМатериалы культуры и истории, литературы, ИЗО искусства и музыки,

· познакомить учащихся с тем, что происходило в Древнем Русском государстве, с историей похода князя Игоря против половцев;

· создать представление об отношениях русских князей в XI – XII вв, междуусобицы, послужившей основой для «Слова…»,

· рассказать, как было создано «Слово»;

· указать жанровые признаки произведения древнерусской литературы.

На данном уроке проводится изучение нового материала и используется проблемно – поисковый метод, индивидуальная и комбинированная формы работы, работа в парах.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, карточки, древнерусский текст произведения и разные переводы.

На доске вывешена карта Древней Руси и записаны слова русского князя Ярослава Мудрого: « Книги – это реки, напояющие Вселенную», являющиеся эпиграфом к уроку.

По ходу занятия учитель постоянно обращает внимание учащихся на то, насколько удивительно «Слово о полку Игореве». Оно содержит такое количество загадок, что уже почти восемь столетий не может быть до конца постигнута его тайна. Исследователи литературы по-прежнему спорят о содержании и смысле произведения и даже сомневаются в его происхождении.

В начале урока педагог ставит перед учащимися Задачу: понять, почему «Слово о полку Игореве» называют выдающимся памятником Древней русской литературы.

1. Опрос.

- Как появилась русская литература?

- Как создавались первые книги?

- Кто сначала писал книги?

- Какие жанры древнерусской литературы вам уже знакомы?

3. Словарная работа. Признаки жанра древнерусской литературы – Слова.

4. Знакомство с книгой.

       

· Перед нами книга «Слово о полку Игореве». Кто её автор, неизвестно до сей поры. Вот уже более двух столетий «Слово» изучают, переводях, создают по нему изображения и музыкальные произведения.

· Видеофрагмент.

· Сообщение учащегося «История возникновения текста».

4. Историческая справка «Древняя Русь XII века». Сообщения учащихся.

5. Чтение отрывка из «Слова о полку Игореве».

Учител читает «Вступление» на древнерусском языке и подготовленный ученик – в переводе Н. Заболоцкого.

6. Фольклорная основа «Слова».

· Плач Ярославны – женский плач.

· Использование преувеличения.

· Образные выражения и сравнения с природнными явлениями.

· Постоянные эпитеты. Задание учащимся – найти постоянные эпитеты.

7. «Слово» в мировой культуре. Рассказ ученика о живописи, музыке, постановках «Слова».

8. Проверочная работа-тест.

9. Итог урока. Дома дочитать текст «Слова …», выучить вступление.

1 star2 stars3 stars4 stars5 stars
plan-konspekt-uroka-po-literature-na-temu-slovo-o-polku-igoreve-kak-pamyatnik-drevnej-russkoj-literatury/