План-конспект урока русского языка в 5 классе на тему «Прямое и переносное значение слов»

Тема урока: Прямое и переносное значение слов.







Образовательные цели:





1. Познакомить учащихся с понятиями прямого и переносного значения слова.



2.Закрепить понятия прямого и переносного значения слова, умения определять лексическое значение слова.



3.Обеспечить применение учащимися знаний в разнообразных ситуациях.



4.Способствовать развитию умений сравнивать и классифицировать изученные явления; развитию у школьников монологической речи.



5.Содействовать формированию представлений о богатстве языковых средств русского языка, пробудить бережное отношение к слову.







Дидактический материал и оборудование: эпиграф к уроку; раздаточный материал; учебник.



Слово – это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире.



К. Ушинский







Ход урока:





I. Начало занятия (активизация внимания учащихся).



1) разминка (повторение изученного по фонетике):



- найти начальную форму слов: красив (красивый), с тобой (ты), выходим (выходить – 2 спр.), выйдем (выйти – 1 спр.);



- образовать новое слово, заменив твердый согласный мягким, например, нос - нёс: лук (люк), угол (уголь), был (быль), хор (хорь);



- назовите всегда глухие согласные (Ч, Щ, Х);



- назовите всегда звонкие согласные (Й, Р, Л, М, Н);



- объясните разницу в написании созвучных слов: росистый луг (лужок, луговой, луга) – репчатый лук (луковый, луковица).



Как называются данные слова?



Что нам помогло дать правильный ответ?



2) Лексико-орфографический диктант:



(определить слово по его лексическому значению, записать, объяснив орфограммы):



- Герой русских былин, совершающий воинские подвиги, – богатырь;



- Человек, совершающий поездку в любом виде транспорта, – пассажир;



- Мера длины, равная 1 000 метров, – километр;



- Дорога с твердым покрытием – шоссе;



- Парная спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку, разделяющую корт,- теннис;



- Жесткая прямоугольная сумка с закидывающейся крышкой и запором для ношения бумаг, книг – портфель.



Что такое лексическое значение слова? (это то, что обозначает данное слово, называет; обозначение словом определенного предмета или явления действительности).



3) Объяснение нового материала.



прослушайте стихотворение:



Мне не хватает теплоты,-



Она сказала дочке.



Дочь удивилась: – Мерзнешь ты



И в летние денечки?







-Ты не поймешь, еще мала,



Вздохнула мать устало.



А дочь кричит: – Я поняла! –



И тащит одеяло.







- Почему дочь не поняла свою маму?



О какой теплоте говорила мать своей дочери? (о сердечном, добром отношении; отрадном чувстве).



- Какое еще значение имеет слово теплота? (нагретое состояние чего-нибудь: в дом дал тепло) – прямое значение слова.



- Скажите, а это важно – понимать другого человека?



(Да, и в этом нам поможет знание о способности слова иметь наряду с прямым и переносное значение. Это удивительное явление, ведь слово – это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире, как говорил К. Ушинский. И в этом мы убедимся сегодня на уроке).



Итак, записываем тему.



II. Этап первичной проверки понимания.



Чтение п. 54.



- Как происходит перенос значения с одного предмета на другой? ( на основе сходства по определенному признаку).



III. Этап закрепления изученного и обобщения и систематизации.



1) упр. 327 (устно) – укажите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение, а в каких – прямое.



Ледяная глыба – ледяной взгляд (перен.);



Море пшеницы (перен.) – голубое море;



Копирует чертеж – копирует походку (перен.).



В первом примере перенос значения произошел на основе ощущений; во втором – размера, величины; в третьем – подобного действия.



2) Теперь предлагаю вам самим заняться поиском.



Для работы даны слова: звезда; бежать; хрупкий.



Ваша задача – составить с данным словом словосочетание так, чтобы оно употреблялось и в прямом, и переносном значениях.



1- звезда эстрады – яркая звезда;



2- быстро бежал – бежал ручей;



3- хрупкий фарфор – хрупкая девочка.



Если мы затрудняемся, нам поможет толковый словарь, где указаны все значения слов. Давайте проверим себя: узнаем по словарю учебника значения слова «бежать».



3) А теперь поиграем. На столе перед вами карточки со словосочетаниями, записанными в две колонки – слова с прямым значением и слова с переносным значением. Наша задача – проверить классификацию, правильно ли заполнена таблица. Может быть, какие-то слова включены неверно. Работаем в командах: 1-я половина класса – «Знайки» (выписывают словосочетания со словами с прямым значением); 2-я половина класса – «Почемучки» (выписывают словосочетания со словами в переносном значении). Не забывайте проверять другую часть таблицы. По одному представителю от команды работают у доски, все остальные самостоятельно. Кто же первый справится с заданием?







Слова с прямым значением



Слова с переносным значением







Т..желый ч..модан; твердый грунт; свежий хле(б, п); пл..сти венок; осл..пительная красота.



С..ребро волос; з..лотая пшеница; мягкая похо(д, т)ка; ст..клянный графин; х..лодный ветер; ж..лезный характер.











4) Объяснительный диктант.



Запишите предложения, объясняя орфограммы и постановку знаков препинания. Определить, в каких предложениях слово КОЛЮЧИЙ употреблено в прямом значении, а в каком – в переносном.



1. Отец погладил колючую головку сына.



2. На склоне оврага рос колючий кустарник.



3. Закружилась метель, косой колючий снег бил в лицо.







Прочитайте внимательно последнее предложение. Что это – закружилась метель? Закружилась – о ком можно так сказать? (о девочке, которая закружилась в танце). Что же – метель как живая?







Использование слов в переносном значении в литературе – особый художественный прием. Он называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Он заключается в наделении неживых предметов признаками и свойствами одушевленных, например, плачет дождь, солнышко смеется, шепчет камыш. Познакомимся поближе с этим явлением.







5) упр. 328. Прочитайте. Найдите олицетворения.



Пурга хочет потонуть; ветер уснул; разгулялась вьюга, наклонились ели, с испуга ставни заскрипели.



Какую роль выполняют олицетворения в художественной литературе?



6) ответьте на вопросы-шутки:



- Какая порода рыб самая ценная? (золотая).



- Какого цвета неопытная молодежь? (зеленого).



- Какие мускулы самые крепкие? (стальные).



-Какой рассказ не доваривают, а дорабатывают? (сырой).







На основе какого языкового явления составлены вопросы – шутки?



IV. Подведение итогов.



Выставление отметок.



V. Домашнее задание.



П. 54. упр. 331 – озаглавить текст, списать, вставляя пропущенные буквы. Найти слова в переносном значении, подчеркнуть их как члены предложения.

       

1 star2 stars3 stars4 stars5 stars
plan-uroka-russkogo-yazyka-v-5-klasse-na-temu-pryamoe-i-perenosnoe-znachenie-slov/