План-конспект урока русского языка в 5 классе на тему «Прямое и переносное значение слов»

Тема урока: Прямое и переносное значение слов.

Образовательные цели:

1. Познакомить учащихся с понятиями прямого и переносного значения слова.

2.Закрепить понятия прямого и переносного значения слова, умения определять лексическое значение слова.

3.Обеспечить применение учащимися знаний в разнообразных ситуациях.

4.Способствовать развитию умений сравнивать и классифицировать изученные явления; развитию у школьников монологической речи.

5.Содействовать формированию представлений о богатстве языковых средств русского языка, пробудить бережное отношение к слову.

Дидактический материал и оборудование: эпиграф к уроку; раздаточный материал; учебник.

Слово – это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире.

К. Ушинский

Ход урока:

I. Начало занятия (активизация внимания учащихся).

1) разминка (повторение изученного по фонетике):

- найти начальную форму слов: красив (красивый), с тобой (ты), выходим (выходить – 2 спр.), выйдем (выйти – 1 спр.);

- образовать новое слово, заменив твердый согласный мягким, например, нос - нёс: лук (люк), угол (уголь), был (быль), хор (хорь);

- назовите всегда глухие согласные (Ч, Щ, Х);

- назовите всегда звонкие согласные (Й, Р, Л, М, Н);

- объясните разницу в написании созвучных слов: росистый луг (лужок, луговой, луга) – репчатый лук (луковый, луковица).

Как называются данные слова?

Что нам помогло дать правильный ответ?

2) Лексико-орфографический диктант:

(определить слово по его лексическому значению, записать, объяснив орфограммы):

- Герой русских былин, совершающий воинские подвиги, – богатырь;

- Человек, совершающий поездку в любом виде транспорта, – пассажир;

- Мера длины, равная 1 000 метров, – километр;

- Дорога с твердым покрытием – шоссе;

- Парная спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку, разделяющую корт,- теннис;

- Жесткая прямоугольная сумка с закидывающейся крышкой и запором для ношения бумаг, книг – портфель.

Что такое лексическое значение слова? (это то, что обозначает данное слово, называет; обозначение словом определенного предмета или явления действительности).

3) Объяснение нового материала.

прослушайте стихотворение:

Мне не хватает теплоты,-

Она сказала дочке.

Дочь удивилась: – Мерзнешь ты

И в летние денечки?

-Ты не поймешь, еще мала,

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит: – Я поняла! –

И тащит одеяло.

- Почему дочь не поняла свою маму?

О какой теплоте говорила мать своей дочери? (о сердечном, добром отношении; отрадном чувстве).

- Какое еще значение имеет слово теплота? (нагретое состояние чего-нибудь: в дом дал тепло) – прямое значение слова.

- Скажите, а это важно – понимать другого человека?

(Да, и в этом нам поможет знание о способности слова иметь наряду с прямым и переносное значение. Это удивительное явление, ведь слово – это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире, как говорил К. Ушинский. И в этом мы убедимся сегодня на уроке).

       

Итак, записываем тему.

II. Этап первичной проверки понимания.

Чтение п. 54.

- Как происходит перенос значения с одного предмета на другой? ( на основе сходства по определенному признаку).

III. Этап закрепления изученного и обобщения и систематизации.

1) упр. 327 (устно) – укажите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение, а в каких – прямое.

Ледяная глыба – ледяной взгляд (перен.);

Море пшеницы (перен.) – голубое море;

Копирует чертеж – копирует походку (перен.).

В первом примере перенос значения произошел на основе ощущений; во втором – размера, величины; в третьем – подобного действия.

2) Теперь предлагаю вам самим заняться поиском.

Для работы даны слова: звезда; бежать; хрупкий.

Ваша задача – составить с данным словом словосочетание так, чтобы оно употреблялось и в прямом, и переносном значениях.

1- звезда эстрады – яркая звезда;

2- быстро бежал – бежал ручей;

3- хрупкий фарфор – хрупкая девочка.

Если мы затрудняемся, нам поможет толковый словарь, где указаны все значения слов. Давайте проверим себя: узнаем по словарю учебника значения слова «бежать».

3) А теперь поиграем. На столе перед вами карточки со словосочетаниями, записанными в две колонки – слова с прямым значением и слова с переносным значением. Наша задача – проверить классификацию, правильно ли заполнена таблица. Может быть, какие-то слова включены неверно. Работаем в командах: 1-я половина класса – «Знайки» (выписывают словосочетания со словами с прямым значением); 2-я половина класса – «Почемучки» (выписывают словосочетания со словами в переносном значении). Не забывайте проверять другую часть таблицы. По одному представителю от команды работают у доски, все остальные самостоятельно. Кто же первый справится с заданием?

Слова с прямым значением

Слова с переносным значением

Т..желый ч..модан; твердый грунт; свежий хле(б, п); пл..сти венок; осл..пительная красота.

С..ребро волос; з..лотая пшеница; мягкая похо(д, т)ка; ст..клянный графин; х..лодный ветер; ж..лезный характер.

4) Объяснительный диктант.

Запишите предложения, объясняя орфограммы и постановку знаков препинания. Определить, в каких предложениях слово КОЛЮЧИЙ употреблено в прямом значении, а в каком – в переносном.

1. Отец погладил колючую головку сына.

2. На склоне оврага рос колючий кустарник.

3. Закружилась метель, косой колючий снег бил в лицо.

Прочитайте внимательно последнее предложение. Что это – закружилась метель? Закружилась – о ком можно так сказать? (о девочке, которая закружилась в танце). Что же – метель как живая?

Использование слов в переносном значении в литературе – особый художественный прием. Он называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Он заключается в наделении неживых предметов признаками и свойствами одушевленных, например, плачет дождь, солнышко смеется, шепчет камыш. Познакомимся поближе с этим явлением.

5) упр. 328. Прочитайте. Найдите олицетворения.

Пурга хочет потонуть; ветер уснул; разгулялась вьюга, наклонились ели, с испуга ставни заскрипели.

Какую роль выполняют олицетворения в художественной литературе?

6) ответьте на вопросы-шутки:

- Какая порода рыб самая ценная? (золотая).

- Какого цвета неопытная молодежь? (зеленого).

- Какие мускулы самые крепкие? (стальные).

-Какой рассказ не доваривают, а дорабатывают? (сырой).

На основе какого языкового явления составлены вопросы – шутки?

IV. Подведение итогов.

Выставление отметок.

V. Домашнее задание.

П. 54. упр. 331 – озаглавить текст, списать, вставляя пропущенные буквы. Найти слова в переносном значении, подчеркнуть их как члены предложения.

1 star2 stars3 stars4 stars5 stars
plan-uroka-russkogo-yazyka-v-5-klasse-na-temu-pryamoe-i-perenosnoe-znachenie-slov/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков