План-конспект урока русской литературы в 9 классе: «Любить? Но кого же?..» Любовная лирика М. Ю. Лермонтова

Цели урока:

1. Обучающая: изучение стихотворений о любви в творчестве М. Ю. Лермонтова.

2. Развивающая: формирование умений сопоставительного анализа, применение элементов лингвистического анализа, обучение выразительному чтению.

3. Воспитательная: воспитание бережного и трепетного отношения к чувству «любовь».

Тип урока: Изучение новой темы

Форма урока: Урок-исследование

Методы и приемы: Беседа, выразительное чтение, дискуссия, деловая игра.

Наглядность: Портрет поэта, иллюстрации к произведениям, портрет В. А. Лопухиной.

…И для тебя с звезды восточной

Сорву венец я золотой;

Возьму с цветов росы полночной.

Его усыплю той росой.

Лучом румяного заката

Твой стан, как лентой, обовью,

Дыханьем чистым аромата

Окрестный воздух напою;

Всечасно дивною игрою

Твой слух лелеять буду я;

Чертоги пышные построю

Из бирюзы и янтаря.

Я опущусь на дно морское,

Я полечу за облака,

Я дам тебе все, все земное —

Люби меня!..

— Кто эти герои?

— В чем сходство и различие их взглядов на любовь?

— Расскажите о судьбе героинь, которых данные персонажи полюбили.

— Подумайте, почему такая сильная любовь несет разрушение? Любовь ли это?

Группа С.

Перед вами подборка стихов А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Сможете ли вы отличить строки о любви Лермонтова и Пушкина?

(Первые три А. С. Пушкина, последующие три М. Ю. Лермонтова).

Я думал, сердце позабыло

Способность легкую страдать,

Я говорил: тому, что было,

Уж не бывать! Уж не бывать!

Прошли восторги и печали,

И легковерные мечты…

Но вот опять затрепетали

Пред мощной властью красоты.

       

Любовь одна — веселье жизни хладной,

Любовь одна — мучение сердец:

Она дарит один лишь миг отрадный,

А горестям не виден и конец.

Сократ блажен, кто в юности прелестной

Сей быстрый миг поймает на лету;

Кто к радостям и неге неизвестной

Стыдливую преклонит красоту!

Пускай увенчаны любовью красоты

В заветном золоте хранит ее черты

И письма тайные, награды долгой муки,

Но в тихие часы томительной разлуки

Ничто, ничто моих не радует очей,

И ни единый дар возлюбленной моей,

Святой залог любви, утеха грусти нежной,

Не лечит ран любви безумной, безнадежной!

Мы снова встретились с тобой,

Но как мы оба изменились!

Года унылой чередой

От нас невидимо сокрылись.

Ищу в глазах твоих огня,

Ищу в душе своей волненье.

Ах, как тебя, так и меня

Убило жизни тяготенье!

Я не хочу, чтоб свет узнал

Мою таинственную повесть;

Как я любил, за что страдал,

Тому судья лишь бог да совесть!

Им сердце в чувствах даст отчет,

У них попросит сожаленья;

И пусть меня накажет тот,

Кто изобрел мои мученья…

При вас я слушать вас хочу;

Но молча вы глядите строго, и я в смущении молчу.

Что ж делать? Речью неискусной

Занять ваш ум мне не дано…

Все это было бы смешно,

Когда бы не было так грустно.

— В чем отличие любовной лирики поэтов?

— В чем сходятся их взгляды на любовь?

III. Обобщение и выводы

— Что значила любовь в судьбе и творчестве М. Ю. Лермонтова?

— Что значит для поэта любить?

IV. Комментирование оценок за урок

V. Домашнее задание