Понятие о почве, её состав. Выделение составных частей. Обнаружение воды и воздуха в почве

Пояснение

Это занятие провожу, используя личностно-ориентированный подход, в котором занимаю позицию консультанта, а иногда психотерапевта, осуществляющего «развивающую помощь», при этом, в частности включаю элементы технологии коллективного взаимообучения А. Г. Ривина. «Работа в парах сменного состава». Это по определённым правилам позволит плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

Вообще, занятие сельскохозяйственного труда в монологической дидактике с её установками «передать, внушить, привить», т. е. с авторитарной позиции в работе с учащимися с нарушениями интеллекта вредны, т. к. эти ребята не выносят какого-либо давления, они «замыкаются», «уходят в себя», но если перейти на демократическую позицию, т. е. позицию «сотрудничества», создавать ситуации самоутверждения воспитанника, и помогать ему реализовывать, проявлять, раскрывать себя, что возможно только в момент соутверждения, взаимоподдержки, совместного добывания истины. Тогда такие занятия имеют успех, ученики с учителем охотно работают и поступательно развиваются.

Работа диалоговых пар предполагает непрерывную и безотлагательную передачу полученных знаний друг другу, сотрудничество и взаимопомощь между учениками, а также выделить следующие основные преимущества при таком проведении занятия: в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания; в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний; каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе; отпадает необходимость в сдерживании темпа передвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе; формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений; обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами, увеличивает число ассоциативных связей, а значит, обеспечивает более прочное усвоение.

Цели занятия:

Образовательные:

1. Уточнение понятия «почва»;

2. Ознакомление с составом почвы;

3. Формирование знаний о выделении составных частей почвы;

       

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие внимания, мышления, наблюдательности, активности.

2. Развитие моторики рук, двигательной сноровки.

Коррекционно-воспитательные:

1. Формирование познавательного интереса к сельскохозяйственному труду, трудолюбия, чувства взаимопомощи при работе в группах.

Тип занятия: Лабораторная работа.

Оборудование: Образцы сухой почвы, листы бумаги, пробирки, спиртовки, стаканы, учебники, рабочие тетради.