Пособия, дополняющие учебник русского

Наряду с учебником в качестве средств обучения используются и другие пособия, дополняющие его и позволяющие учителю привлечь тот материал, который по тем или иным причинам не может быть включен в содержание учебника. Это сборники упражнений под названием "Дидактический материал", школьные словари, справочные пособия.

Сборники "Дидактический материал" в основном представляют собой систему учебных карточек, предназначенных для индивидуальной и индивидуально-групповой работы с учащимися. Они могут быть использованы и на классных занятиях, и в качестве дополнительных домашних заданий отдельным учащимся с учетом их особенностей и возможностей. Все карточки служат для формирования и закрепления умений и навыков учащихся. Поэтому материал в них расчленен на разделы в зависимости от характера формируемого навыка: "Пунктуация", "Орфография", "Части речи", "Словосочетание и предложение", "Главные члены предложения", "Культура речи", "Развитие связной речи" и т. п. Задания к упражнениям, как и в учебнике, носят комплексный характер, включая материал для повторения, различные дополнительные задания. Сборники дидактического материала выпускаются не только в виде карточек. Они могут содержать комплекс упражнений, дополняющих упражнения учебника в соответствии с основными разделами школьного курса русского языка.

В связи с тем, что существует несколько учебников (учебных комплексов), происходит создание так называемых универсальных дидактических материалов, которые могут быть использованы вне зависимости от характера учебника, по которому идет обучение. (См., например: Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Универсальные дидактические материалы - 5-6 классы, 6-7 классы, 8-9 классы.)

К пособиям, дополняющим учебник, относятся "Рабочие тетради", представляющие собой сборники упражнений и заданий, часть из которых выполняется непосредственно в тетради. (См. например: Невская С., Тростенцова Л., Чаев П. Русский язык. Морфология. Часть 2. Глагол. Причастие. Деепричастие. Рабочая тетрадь для 5-7 классов; Ивченко в П. Ф. Рабочая тетрадь по русскому языку для 5 класса.)

       

В виде рабочих тетрадей в ряде случаев создаются и сборники дидактического материала. (См.: Тростенцова Л. А., Стракевич М. М. Дидактический материал к учебнику 5 класса.)

Как средство обучения в практике школьного преподавания используются различные словари и справочники. Вот некоторые из них: Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь (любое издание); Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. - М., 1999; Текучев А. В., Панов Б. Т. Грамматико-орфографический словарь русского языка. - М., 1991; Лапатухин М. С., Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка. - М., 1998; Одинцов В. В., Иванов В. В., Смолицкая Г. П. и др. Школьный словарь иностранных слов. - М., 1999; Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - М., 1991; Баранов М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка. - М., 1997; Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. - М., 1999; Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - М., 1998; Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М., 1994; Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка. - М., 1997; Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка. - М., 1996; и др.

Пособия подобного типа с успехом могут быть использованы учителем на уроках русского языка в качестве дополнения к действующим учебникам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков