Повторно – обобщающий урок по теме «Магнитное поле тока»

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме, развивать умение анализировать, сравнивать, совершенствовать умения учащихся решать качественные, графические, вычислительные задачи.

Ход урока

Повторение изученной темы

1. Объяснить опыт, который демонстрирует учитель.

В большой катушке на тонких проводах подвесили вторую небольшую катушку. Обе катушки подключим к источнику постоянного тока. Замечаем отклонение меньшей катушки от положения равновесия при замыкании цепи. Если в большую катушку ввести стальной сердечник, то отклонение малой катушки резко увеличится. Почему?

Ферромагнетик, введенный в большую катушку, значительно усилил ее магнитное поле.

2. На чувствительных весах уравновесим железную и медную гири. Будут ли равны массы этих тел, если учесть действия земного магнетизма? Массы гирь будут равны.

3. В плоскости магнитного меридиана на широте Москвы расположили две стальные полосы:

Одну – горизонтально, другую – вертикально. С течением времени они намагничиваются.

А) На каком конце вертикальной полосы возникает южный полюс и на каком – северный?

Б) Одинаково ли намагнитятся стальные полосы?

Наверху будет находится – южный полю; внизу – северный.

Меньше намагнитится горизонтальная полоса, а больше – вертикальная. Так как вертикальная составляющая вектора магнитной индукции на широте Москвы больше, чем горизонтальная.

4. Таблица о свойствах электрических и магнитных полей

Основные сведения

Электрическое поле

Магнитное поле

1. Источник и индикатор поля, его особенности, характер силовых линий.

Создается электрическими зарядами; обнаруживается по действию на электрический заряд; поле потенциальное;

Силовые линии не замкнуты, они начинаются на положительных и кончаются на отрицательных зарядах или уходят в бесконечность

Создается током (движущимися зарядами); обнаруживается по действию на ток; поле вихревое; силовые линии замкнуты, что связано с отсутствием магнитных зарядов

       

2. Силовая характеристика поля

Напряженность

Е = F/q

Индукция

В = M/I S; B= F/I L

3. Cила действующая в F= E·q а) на электрический ток

Поле. F= BI Lsinα (сила Ампера0

б) на электрический заряд

F= qVBsinα (cила Лоренца)

Решение вычислительных задач

№ 1.В однородном магнитном поле с индукцией 0,1 Тл, движется электрон со скоростью 3·106м/с. Угол между направлениями скорости электрона и линиями магнитной индукции равен 30˚. Вычислить силу, действующую на электрон со стороны магнитного поля.

Решение. F= q V Bsinα; sin30˚= 0,5; F= 1,6·10-19·3·106·0,1 ·0,5= 0,24 ·10-13Н

№ 2. Протон описал окружность радиусом 10см, в магнитном поле с индукцией 0,01 Тл.

Определите скорость вращения протона.

Решение. R= m V/q B; V=Rq B/m; V = 0,1·1,6·10-19·0,01/ 1,67·10-27= 96 км/с

Домашнее задание: на стр, 24 – 25 «Краткие итоги главы».

Подготовка к контрольной Работе. № 1098, № 1105.

1 star2 stars3 stars4 stars5 stars (1 votes, average: 3.00 out of 5)

povtorno-obobshhayushhij-urok-po-teme-magnitnoe-pole-toka/