Презентация к уроку математики в 5 классе на тему “Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями” – математика, презентации

Цель урока: формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, тренировать способность к его практическому использованию.

Задачи урока

1) обучающие - повторить и обобщить изученный материал; закрепить правила сложения и вычитания обыкновенных дробей; контроль и оценка знаний полученных в ходе изучения темы.

2) развивающие - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; развитие логического и пространственного мышления учащихся; развитие навыков работы в паре, группе; развитие памяти; умение анализировать и синтезировать информацию. Развитие визуальных и тактильных каналов восприятия информации.

3) воспитывающие - эстетическое воспитание; воспитание ответственности, умения работать в коллективе; выявление лидерских качеств учащихся и самостоятельности.

Девиз урока: "Кто ищет, тот всегда найдет! Кто хочет - всему научится!"

Ход урока:

Организационный момент - 2 мин

Что я уже знаю

Что я хочу узнать

Что Я знаю теперь

Чему я буду учиться

Что существуют натуральные числа и дроби

Что можно делать с дробями( какие действия можно выполнять… можно ли дроби складывать и вычитать…)и т. д.

Как складывать и вычитать…

Или правила сложения и вычитания…

Можно ли с дробями выполнять другие арифметические действия…

Сегодня наш урок будет посвящен одним "особам". Чтобы догадаться, о чем пойдёт речь, послушайте загадку: Она бывает охотничья, барабанная и математическая. (дробь)

Давайте ребята побываем в Историческом зале (1 мин)

С самых древних времён у людей появилась потребность в измерении длин, площадей, углов и других величин. Для получения более точных

результатов меры стали делить на части, что привело к появлению дробей.

Первыми в практике людей появились самые простые дроби ( 1/2, 1/3 , 1/4 и т. д.). Лишь значительно позже греки, а затем индусы стали использовать в вычислениях и другие дроби. Запись дробей с помощью числителя и знаменателя появилась в Древней Греции, только греки знаменатель записывали сверху, а числитель - снизу. В привычном для нас виде дроби впервые стали записываться в Древней Индии около 1500 лет назад, но при этом индусы обходились без черты между числителем и знаменателем. А черта дроби стала употребляться только с 16 века. Понятие "дробь" произошло от глаголов "раздроблять", "разбивать", "ломать". А в первых русских учебниках математики дроби так и назывались - "ломаные числа". В древности и в Средние века учение о дробях считалось хотя и самым трудным, но и самым важным разделом арифметики. Римский оратор Цицерон, живший в I веке до нашей эры, сказал: "Без знания дробей никто не может признаться знающим арифметику!"

(слайд).

2. Устная работа. (3 минуты)

А для того, чтобы ответить на вопрос "Из чего состоит дробь?", давайте разгадаем ребусы.

Числитель

Знаменатель

"Вопрос - ответ" (2 мин) слайд

1 Как называется элемент дроби, стоящий над чертой, под чертой.

    Прочитайте дроби. Назовите правильные дроби. Назовите неправильные дроби. Назовите дроби с одинаковыми знаменателями. Назовите дроби с одинаковыми числителями.

2. Найди лишнее 13/15; 1/2; 4/5; 5; 8/13. Слайд

Задания с взаимопроверкой решают 4 ученика по отдельным карточкам

Восстанови записи:

2 ученика восстанавливают пропущенные слова

1. Числитель стоит _____чертой и означает, сколько равных частей взяли от целого.

2. Знаменатель стоит ______ чертой и показывает, на сколько равных частей разделили целое.

3. Дробь называется правильной, если числитель ________ знаменателя.

4. Дробь называется ________________, если числитель больше или равен знаменателю.

5. Неправильная дробь __________ правильной дроби.

6. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой ___________ больше.

7. Правильная дробь _____________ 1.

8. Неправильная дробь _____________ 1.

Объяснение нового материала по презентации (8 мин)

1. Актуализация темы и мотивация темы.

А сейчас давайте подумаем, если бы у нас были два числа 6 и 3, что можно было бы с ними сделать?

Ученики: сложить, вычесть, умножить, разделить.

       

Учитель: а если у нас будут две обыкновенные дроби 6/7 и 3/7, можно ли с ними выполнить те же самые арифметические действия? Ведь у нас не всегда в жизни бывают только натуральные числа. Как же быть с дробями?

Ученики: тоже можно складывать и вычитать…

Запись на доске и тетрадях: число, "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями".

Постановка проблемы : сложите 3/12+2/12 Ребята, скажите мне какая у нас сегодня тема урока и что мы должны научиться делать?

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на экран. (Слайд про шоколадку)

У нас 1 шоколадка, она разделена на 12 долей (это сколько, как можем шоколад представить в виде дроби?). взяли 3 доли (т. е. 3/12) , а затем еще и 2 доли (т. е. 2/12). Сколько он дал всего шоколада?

3/12+2/12=5/12

Учитель: А теперь давайте все вместе сформулируем правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями (Слайд ).

Ученики: При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же.

Учитель: С помощью букв правило сложения можно записать так:

Запись на доске :

Запись в тетрадях: Правило сложения обыкновенных дробей:

Учитель: (Слайд 6) Возьмем круг, разделим его на 8 частей. Как круг можно представить в виде дроби (8/8). 4 доли мы отрезали, сколько осталось? 8/8-4/8 = 4/8, затем мы отрезали еще 3 доли и осталось у него? 4/8-3/8=1/8

Запись в тетрадях:

Учитель: А теперь давайте все вместе сформулируем правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями (Слайд ).

Ученики: При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.

Физминутка 2 мин

Вычислите и установите соответствие между названием и изображением редких цветковых растений, внесенных в Красную книгу НАО. 3 мин слайд

Найдите и исправьте ошибки, если они есть. 2 мин слайд

+=3/3

- =

+=

-=

-=

+=

Итоги урока 3 мин

Существует ли связь между математикой и музыкой, а в частности между обыкновенными дробями и музыкой? Ребята, которые, учатся в музыкальной школе, знают, как связаны ноты и дроби. Чтобы найти длину такта, нужно сложить две дроби 1 4 + 1/8, эти дроби с разными знаменателями, на следующем уроке математики вы научитесь складывать такие дроби и сможете найти длину такта. слайд

Учитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы:

Какие новые примеры научились решать?

Кто сформулирует алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями?

Оценки за урок

Домашнее задание выучить правила на странице 156, 157, № 218 из тетради тренажера, Творческое задание: по желанию - сочинить историю про дроби

Молодцы, спасибо за урок. Закончить урок я хочу словами Л. Толстого "Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель - то, что он думает о себе сам

Оцените свою работу на лестнице успеха (Рефлексия)

5

4

3

Дополнительное задание

Задачи с улыбкой

Над рекой летели птицы:

голубь, щука, 2 синицы,

2 стрижа и 5 угрей.

Сколько птиц?

Ответь скорей!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков