Презентация к уроку: сочинение по картине В. А. Тропинина “Кружевница” – русский язык, презентации

Урок русского языка

Сочинение по картине В. А. Тропинина "Кружевница" (4-й класс)

Цели урока:

- Развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине;

- развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; творческие способности и коммуникативные навыки в ходе обсуждения;

- воспитывать любовь к искусству, бережное отношение к родине

Оборудование: компьютерная презентация, карточки, учебник с репродукцией

План урока.

I. Организационный момент. Психологический настрой

II. Актуализация опорных знаний.

- Сегодня на уроке мы будем думать, узнавать новое, использовать знания, полученные ранее.

III. Работа по теме урока.

1.1. Введение в тему. Об авторе. (слайд 2)

Василий Андреевич Тропинин - живописец портретист, родился в селе Карповка Новгородской губернии в семье крепостных. Ещё мальчиком В. А. Тропинин проявил способности к рисованию, однако барин отослал его в Петербург в обучение к кондитеру. Там юноша украдкой стал посещать бесплатные классы Академии художеств. Его талант заметили. Тропинин обучался портретному искусству, и на академической выставке его картин "Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке" была замечена самой императрицей.

( слайд 3)

Среди работ Тропинина "Гитарист", "Портрет Пушкина", "Мальчик сажающий в

клетку щеглёнка", "Золотошвейка". Он создавал не только портреты знатных вельмож, но и простых людей. На знаменитых картинах мы видим изображения детей. Их лица — это отражение очень сложных судеб. Всю свою жизнь он изображает людей разного достатка, с разного рода занятиями: ремесленников, прачек, швей.

(слайды 4 - 8)

Портрет "Кружевница" создан Тропининым в пору расцвета его мастерства. Мотив женщины за рукоделием был широко популярен в Западной Европе того времени. Он отражал тепло и уют домашнего очага, дворянской усадьбы и патриархальной добропорядочной семьи. (слайд 9)

1.2. Словарная работа.

- Что такое кружевоплетение? (слайд 10)

(Кружевоплетение - один из видов женского рукоделия и очень сложное ремесло)

Видео: http://www. youtube. com/watch? v=rfluRzWXEuI

- Что такое кружево?

(Кружево - узорчатое сетчатое изделие, сплетенное из ниток) (слайд 11)

- Какими приспособлениями плетутся кружева?

(Коклюшка - палочка с утолщением на одном конце и с шейкой и пуговкой на другом для плетения кружев)

1.3. Цветовое решение. (слайд 12)

- Краски холодных или тёплых тонов использует художник?

- Какие цвета преобладают?

(Колорит работ Тропинина мягкий, приглушённый - преобладают сероватые, охристые, зелёные тона)

V. Беседа по содержанию картины. (слайд 13)

- Кто в центре картины? Чем занята девушка?

(молодая девушка, которая занята кружевоплетением)

- Какими словами можно заменить слово "девушка"?

(кружевница, мастерица, работница, труженица, девушка)

- На какие детали надо обратить своё внимание при описании девушки?

       

1. детали лица (улыбающееся лицо, тёмные волосы, густые брови, румяные щёки, выразительные глаза, загадочный взгляд)

2. руки (изящные, обнажённые) (слайд 14)

3. пальцы (ловкие, привыкли к труду)

4. инструменты для работы (иголки, коклюшки, подушечка)

5. изделие (белая ткань, почти выполненная работа, мастерство рукодельницы)

6. одежда (светлое платье, розовый платок)

- О чём говорит одежда девушки? (девушка простая, возможно крестьянка)

- Что хотел сказать нам художник этой картиной?

(простая девушка может быть прекрасна и внешне и душой, в работе можно найти радость) (слайд 15)

- Чем завершаем описание картины? (своим отношением к увиденному)

IV. Составление плана.

1. О художнике.

2. Образ девушки.

3. Колорит картины.

4. Моё отношение к картине.

О художнике

Василий Андреевич Тропинин; художник - портретист; портреты простых людей;

женщина за рукоделием;

Образ девушки

    лицо: освещено, излучает тепло и умиротворение; волосы: тёмно-каштановые; брови: густые; глаза: карие, выразительные; взгляд загадочный, весёлый, обращён на нас; руки: обнажены; пальцы проворные, привыкли к труду; булавка, коклюшка; стол: белая ткань; труд: мастерство; одежда: простое платье, косынка; крестьянская девушка

Колорит картины

мягкий; сероватые, охристые, зелёные

Моё отношение к картине

VI. Устное составление рассказа по картине (3-4 человека)

VII. Написание сочинения на черновике

VIII. Рефлексия

(заслушать и исправить лексику готовых работ)

IX. Подведение итогов урока

- С творчеством какого художника познакомились?

- Какие его картины запомнились?

- Что обозначают слова: портрет и живопись? (изображение человека на картине)

- Как называют художника, работающего в жанре портрета? (портретист)

- В чём исключительность творчества В. А. Тропинина как портретиста?

(сходство с реальным, выразительность)

X. Домашнее задание

ü Написать готовый вариант сочинение по картине В. А. Тропинина "Кружевница"

ü Познакомиться с другими картинами художника

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков