Презентация на тему:” Люди, прославившие Рязанскую землю” – литература, презентации

Люди, прославившие Рязанскую землю.
Перед современной школой стоит трудная задача - воспитать молодого человека с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, которое включает в себя и любовь к малой Родине, к тому месту, где ты живешь, к истории своего края, к его культуре, литературе.
Литературное краеведение - потребность времени. Обращение к данной теме продиктовано теми изменениями, которые происходят в обществе, а значит, и в образовании.
Цель : включение литературного краеведения через внеклассное чтение в систему уроков по литературе;
формирование и развитие регионального самосознания (ученик должен знать свой край, литературу и культуру, осознавать место литературы и культуры своего края в общем литературном процессе);
необходимо помочь учащимся осознать себя частичкой этого процесса и увидеть особенности, отличия своего края;
узнать о женщинах, прославивших Рязанский край

В легендах и преданиях…
Авдотья Рязаночка(1 слайд)
Больше 700 лет прошло с тех пор, как войско хана Батыя разорило Рязань. По преданию, из всех горожан уцелела только одна семья - семья Авдотьи. (2 слайд)
Крепко бились рязанцы,
А татар не могли отбити,
Города Рязани отстояти.
Убитых река уносила,
Живых Орда уводила.
Эта женщина не побоялась отправиться за своими близкими в Золотую Орду.
Авдотье предстояло пройти от нынешнего Спасского района до Центрального Казахстана. Именно там, посреди степи, стоял город Орда-Базар - тогдашняя столица Батыева государства.(3 слайд)
Путь растянулся на многие месяцы, питаться было нечем. Поселений по дороге не встречалось: за границей княжества Рязанского начинались земли кочевников. Эти народы долго не задерживались на одном месте.(4 слайд)
Только следующей осенью Авдотья достигла ханской ставки.
Рязаночку провели к хану в шатер. Услышав ее просьбу освободить родных, хан расхохотался. Он сказал, что пленных у него много и не будет он среди них искать родственников Авдотьи. Только из уважения к ее храбрости хан предложил ей сорвать любой цветок, растущий перед шатром, и искать своих близких, пока цветок не завянет в руке Авдотьи. Если завянет - ее ждет казнь.(5слайд)
Женщина выбрала невзрачный желтый бутон и отправилась к пленным русичам. Почти три дня ходила она среди тысяч пленников, а маленький цветочек только расцвел и не вял. К вечеру третьего дня поисков Авдотья вдруг увидела в толпе своих. Муж, сын и брат - живые - стояли перед ней. С тех пор желтый цветочек, сорванный Авдотьей, называют бессмертником.
Но коварный хан заявил, что может отпустить только одного из троих. О том, что ответила Авдотья хану, сложили потом былину. Подумав, женщина сказала, что замуж можно выйти во второй раз, можно и детей родить себе еще, а вот если потерять брата, он не вернется. Авдотья Рязаночка попросила отпустить с нею брата.(6слайд)
Хан был поражен мудростью женщины. Ведь во время осады Рязани он потерял собственного брата - тот погиб где-то под крепостными стенами. Вспомнив об этом, хан отпустил домой вместе с Авдотьей всю ее семью.(7слайд)
Авдотья с близкими не вернулась на пепелище Старой Рязани. Есть легенда, что они поднялись выше по Оке и там срубили избу и основали новый город.
Со временем в этот город стекались те, кто также спасся от Батыева нашествия. Леса в этих краях было много, люди строили себе дома, обзаводились хозяйством. Об Авдотье Рязаночке они сложили былину. А город унаследовал то самое название - Рязань.(8слайд)
Дотошные историки скажут, что нет доказательств героического похода Авдотьи Рязаночки. Ну и пусть. Зато уже более 700 лет она живет в рассказах людей, которые так же дорожат рязанской землей
Героизм маленькой беззащитной женщины, пришедшей в Орду, прославившуюся кровавыми набегами, разорениями и жестокостью, заставил царя татарского проникнуться уважением к ней, а мудрость ее покорила грозу русских земель.
Эта былина замечательна тем, что не мужчина-воин, а женщина-труженица "выиграла битву" с Ордой. Она встала на защиту своих родных, и благодаря ее мужеству и уму "пошла Рязань из полону".(9слайд)
Такой представлял Авдотью и рязанцев художник
Константин Васильев, посвятивший свое творчество Древней Руси (11 слайд)
Заступница Рязанской земли
Любовь Семеновна Суханова родилась в 1860 году в небольшом городке Пронске. С детства Люба была лишена возможности двигаться. В пятнадцать лет девочка получила чудесное исцеление, Люба с матерью и сестрой жили тогда в маленьком домике недалеко от Казанского женского монастыря (в Рязани). В комнате, где лежала больная, находилась икона святителя Николая Чудотворца. Каждый день Любушка горячо молилась, просила Святителя Николая об исцелении. И вот однажды, мать Любы, вернувшись домой, увидела, стоящую на ногах Любушку. (10 слайд)
С тех пор Любушка и начала нести свой тяжёлый крест. Она обошла все храмы и монастыри Рязани, вероятно во время молитвы в одном из них в её душе родилось желание уйти в "затвор на молитву", чтобы ничто мирское не отвлекало её. Любушка заточила себя между печкой и стеной в своём доме. (11 слайд)
А через три года, получив благословение свыше, вышла к людям. В скором времени о блаженной Любушке знала вся Рязань. О благообразной девушке в голубом платочке и цветном сарафане, предсказания которой сбывались, вскоре заговорил весь город. Купцы, к которым в лавку заходила блаженная и брала что-то без спросу, наперебой рассказывали, что в те дни торговля у них была на редкость удачной. Многие старались одарить блаженную Любушку, но не у всех она брала, а то, что взяла, непременно отдавала нуждающимся людям.
Любушка могла без приглашения прийти в любой дом, найти ножницы, вырезать из бумаги фигурку и подарить её хозяйке или хозяину дома. Таким необычным образом она предупреждала, предсказывала: кому даст лошадку или паровозик, тому предстоит дорога, кому веночек -замужество, а кому гробик - смерть грядет... Следует отметить, что фигурки она подавала молча, подаст - и уйдет.
В начале 1917 года блаженная Любушка металась по улицам города и повторяла: "Стены иерихонские падают, стены иерихонские падают!". После революции все поняли, о чём предупреждала блаженная.
Пожилым монахиням из Казанского монастыря она предсказала: "Вы-то косточки свои здесь в монастыре оставите, а другие - нет". Вскоре монастырь закрыли.
Как-то двум девочкам блаженная Любушка подарила бумажные иконки. Одной иконку святого благоверного Александра Невского, другой - иконку благоверной Анны Кашинской. Впоследствии первая вышла замуж за Александра, и жить молодым пришлось на станции "Александр Невский". Судьба второй была схожей с жизнью благоверной княгини Анны, она рано овдовела, одна воспитывала двоих детей.(112 слайд)
Почитатели блаженной Любушки поставили памятник на её могиле. Но прошли годы... Не стало памятника... Однажды на кладбище появился военный, который привёл могилу блаженной в порядок: на свои средства купил и установил крест и ограду. Он рассказал, что был тяжело болен, врачи не могли ему помочь, но во сне ему явилась блаженная Любушка и сказала: " Не горюй и не волнуйся, поезжай в Рязань, найди на кладбище могилу Любови Семёновны, поставь вокруг ограду, после чего будешь здоров и счастлив". После того как военный всё выполнил, он действительно получил исцеление. После этого он ежегодно приезжал на могилку блаженной старицы, заказывал панихиду.(13слайд)
Скончалась блаженная Любушка 8/21 февраля 1921 года и была похоронена в Рязани на Скорбященском кладбище. .(14 слайд)
В 1992 году на могиле построили часовню, а накануне 800-летия Рязанской епархии, 23 июня 1998 года, святые мощи Любови Рязанской были перенесены в Николо-Ямской храм г. Рязани. Часть мощей осталась в её бывшей могилке на Скорбященском кладбище, куда также приходят на поклонение многие верующие.(15слайд)
"Сказание о Перте и Февронии Муромских"
Феврония, Февронья - это женское имя от греч. "лучезарная". О мудрой крестьянской девушке из села Ласково, что в пяти километрах от Солотчи и Солотчинского монастыря, ставшей княгиней в городе Муроме.
С историей жизни и любви святых Петра и Февронии можно познакомиться, прочитав "Повесть о Петре и Февронии Муромских". В ней рассказывается о жизни князя Петра и его жены княгини Февронии. "Повесть"стала гимном супружеской любви и верности. Её очень любил читать русский народ Но эта история любви интересна и нашим современникам, особенно сейчас, когда в России День Петра и Февронии Муромских (8 июля) стал отмечаться с 2008 года как День семьи, любви и верности.(16 слайд)
Петр и Феврония воспринимаются как хранители семейного очага. Их любовь прошла самую главную проверку - проверку трудностями, и она преодолела все препятствия. Причем более активной силой в их супружеской паре, как нам кажется, была Феврония. Может быть, потому, что женщина - хранительница очага. В свое время святитель Иоанн Златоуст говорил, что Господь создал мужчину для дел общественных, а женщину для дел семейных, и горе будет тем временам, когда это положение изменится. Вот мы это сейчас и видим. (17 слайд)
Существует также изречение, что семейная жизнь - это корабль и капитан на нем - муж, но все это огромное судно находится в руках у жены. Таким образом, куда она повернет руль, туда и поплывет корабль, а она может повернуть его в сторону тихого и спокойного моря, а может - в сторону рифов. "Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками".
В "Повести о Петре и Февронии" тема любви оказывается чрезвычайно тесно соотнесенной с темой ума. Феврония использовала данную ей мудрость не для себя, а для своего мужа. Она вела его, помогала в делах, в том числе и государственных, была ему настоящей помощницей.
(17 слайд)
Ум, благородство и кротость помогают Февронии преодолеть все враждебные действия ее сильных противников. В каждой конфликтной ситуации высокое человеческое достоинство крестьянки противопоставляется низкому и корыстному поведению ее высокородных противников. Правление Петра и Февронии - идеал доброй и умной власти.(18слайд)
Да святится имя твоё,
Рязаночка! (19 слайд)

       

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков