Применение метода проектов в преподавании информатики


Преподавание в 10–11 классах в школе характеризуется как образование, направленное на подготовку к профессиональной практической деятельности, имеющее в качестве приоритетного и системообразующего практико-ориентированный прикладной аспект.

Исходя из общих задач практико-ориентированного образования в мы ставим перед собой следующие цели:

    Адаптация учеников к будущей профессиональной деятельности; усиление творческого начала в профессиональном обучении: формирование творческого мышления, индивидуального стиля профессиональной деятельности, исследовательского подхода к ней; повышение конкурентоспособности специалистов, расширение возможности трудоустройства выпускников.

Основным принципом для достижения этих целей становится личностная ориентация образования.

Личностно-ориентированное образование предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития учащегося, с учетом его подготовки по предмету, его способностей, задатков. При таком типе обучения содержание, формы, методы и средства должны максимально учитывать индивидуальные особенности учащегося и предпочитаемые им способы работы с учебным материалом.

Задача образования подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором сильно ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком информационными и коммуникационными технологиями.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К сожалению, далеко не каждый человек способен реализовывать свои способности. Поэтому так важно именно в школе выявить всех тех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Пожалуй, главная задача школы — дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных возможностей и склонностей. И одним из таких видов учебной деятельности учащихся, используемых автором, является Метод проектов.

В процессе проектирования изменяется тип отношений, повышается уровень ответственности и компетентности как учащегося, так и учителя, происходит интеграция образования и воспитания. Проектная деятельность сама по себе характерна для сферы использования информационных технологий, т. е для уроков информатики. Поэтому метод учебных проектов вносит немалый вклад в профессиональное самоопределение учащегося. Кроме того, проектная деятельность связана с работой в коллективе и способствует развитию таких важных качеств, как способность действовать вместе с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнеров. Преподаватель при этом превращается в компетентного коллегу, в старшего партнера по исследованию и разработке проекта, в эксперта-консультанта.

Наша школа является площадкой для проведения педагогических экспериментов, направленных на поиск оптимальных форм и методов личностно-ориентированного обучения в преподавании информатики. Метод проектов является одной из технологий личностно-ориентированного обучения и применяется в школе. Проектный метод используется во внеурочной деятельности на факультативах и кружках при подготовке к олимпиадам по программированию и к участию в творческих конкурсах.

       

Проект — это итог, самостоятельное развитие выработанных умений, приобретенных навыков, применение знаний, полученных на уроках информатики, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне. Творческая деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить.

Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. Метод проектов не является каким-то специальным методом обучения — это всего лишь форма обучения, причем внеурочная. «Уместить» его в классно-урочную систему является очень трудной задачей для преподавателя.

Применение метода проектов в практике преподавания информатики в нашем колледже явилось скорее поиском путей решения явно обозначившихся проблем, которые решить в рамках традиционно используемых методов обучения стало невозможно. Как наиболее острую из них следует выделить проблему различного стартового уровня знаний и умений учащихся по информатике. Часть учащихся уже имеет опыт работы в различных областях информатики и с различными программными средствами. Для другой части обучение необходимо начинать с понятий, определений, с привития элементарных навыков работы с техническими средствами. В результате построить оптимальный курс обучения даже в одной группе становится практически невозможно. Кроме того, знания учащихся с высоким уровнем подготовки, как правило, не выстроены в логике курса и требуется идентификация пробелов в знаниях с последующей коррекцией. Второй важной проблемой является многообразие сфер применения информационных технологий, от областей искусства до сложных задач моделирования реальных процессов.

Метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.

Организация метода проектов требует от преподавателя большой работы по конструированию специальных условий для учащегося с целью выявления и развития его творческого потенциала. Практически, это заключается в искусственном конструировании проблем и проблемных задач для решения их учащимися.

Нынешние выпускники должны свободно владеть знаниями и навыками работы на компьютере. Но сегодня уже мало научить учащихся нажимать на кнопки, надо дать четкое представление о том, где они смогут применить полученные знания и использовать выработанные навыки, только тогда они будут востребованы на современном рынке труда, только тогда получат возможность стать успешными.

Следуя классикам, вспомним, что Научить никого нельзя, можно только научиться. Значит, надо организовать обучение так, чтобы ребенок сам захотел приобретать эти самые знания и навыки. Следовательно, нужно его заинтересовать, потом создать ситуацию, в которой на основе приобретенных ранее знаний и умений ученику необходимо было бы самому добывать новые знания и приобретать умения, а затем еще дать ему возможность наглядно продемонстрировать полученные результаты, а преподавателю — проконтролировать прирост знаний и умений учащегося.

Реализовать все выше сказанное можно, используя в процессе обучения Проектную деятельность.