«Проблемно-диалогическое обучение (преемственность и перспективность в обучении русскому языку в «Образовательной системе 2100»). – русский язык, прочее

Из опыта работы учителя русского языка и литературы Янкиной Ольги Ивановны.

"Проблемно-диалогическое обучение (преемственность и перспективность в обучении русскому языку в "Образовательной системе 2100").

Технология проблемно-диалогического обучения - здоровье сберегающая технология, так как обучение строится с учетом интересов ученика.

Она разработана на основе проблемного обучения ( И. А. Ильницкая, В. Т.Кудрявцев, М.И. Махмутов) и психологии творчества (А. В. Брушлинский, А. М. Матюшкин и др.)

Проблемно-диалогическая технология опробована и реализуется в образовательной системе "Школа 2100" в начальной школе. Соблюдая преемственность и перспективность обучения и воспитания учащихся в среднем звене, я использую эту технологию, работая в 5 классе по программе и учебникам, составленным следующими авторами: Р. Н. Бунеевым, Е. В.Бунеевой, Л. Ю. Комисаровой, И. В. Текучевым.

Используя диалог, работаю над развитием логического мышления, творческие способности учащихся, используя такие деятельностные шаги, как самоопределение к деятельности, актуализацию знаний и фиксацию затруднения в деятельности, постановку задачи, построение проекта выхода из затруднения, первичное закрепление в речи, самостоятельную работу с самопроверкой по эталону, включение в систему знаний и повторение, рефлексию деятельности.

Учебная проблема существует в двух основных формах: тема урока, не совпадающий с темой вопрос, ответом на который являются новые знания.

Поставить проблему - значит помочь сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой урока вопрос для исследования. Например, после чтения сказки "Умные спорщики", где употреблены неопределенные и отрицательные местоимения, а дети знакомы уже с неопределенными местоимениями, в результате диалога приходят к выводу, какая будет тема урока и записывают ее. Тема урока "Отрицательные местоимения".

Тема урока "Имя существительное в роли обстоятельства" Не сходный с темой урока вопрос "Как отличить обстоятельства от дополнений?"

Существует три основных метода постановки учебной проблемы: 1) побуждающий от проблемной ситуации диалог; 2) подводящий к теме диалог; 3) сообщение темы с мотивированным приемом.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог состоит из следующих действий: 1) создание проблемной ситуации; 2) побуждение к формированию учебной проблемы; 3) принятие предполагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Пример. Фрагмент урока русского языка "Неопределенные местоимения-существительные".

Этапы урока

Анализ

Учитель

Ученики

Постановка проблемы.

Постановка проблемы через побуждающий диалог.

Прием: столкновение мнений.

Чтение текста "Умные спорщики" учителем.

Задание: запишите местоимения, знакомые вам.

       

-О чем эта сказка?

Что вас удивило?

-Какие местоимения вы выписали?

-Какие местоимения вы знаете?

-Как называются эти местоимения?

-А еще какие местоимения есть в тексте?

Учитель открывает образец записи отрицательных местоимений.

-Что они выражают?

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Записываем тему урока.

Ученики на обратной стороне доски и в тетрадях записывают местоимения.

-Спорщики глупые, спорить им было не о чем.

Называют местоимения.

-Некто, нечто, кто-то, как-то, кого-то.

Неопределенные.

Одни ученики затрудняются ответить, но будут и такие, которые назовут: "некто", "нечто"

Дети читают: - Никто, нечего, не о чем.

Отрицание или отсутствие