Проект по технологии (обслуживающий труд) “Колокольчики” – технология (девочки), уроки

История бисера тесно связана с возникновением стеклоделия. До сих пор никто в точности не знает, когда и где было впервые получено стекло. Существует легенда, согласно которой первыми открыли секрет его изготовления финикийцы. В легенде говорится о том, что финикийские купцы, плавая, оказались в Сибири. Однажды они высадились на берег и, решив приготовить себе еду на огне, стали искать большие камни, чтобы поставить на них горшок. Не найдя ничего, купцы использовали для этой цели крупные куски селитры (соединения натрия) из груза корабля. От сильного жара селитра расплавилась, соединилась с речным песком и потекла струёй жидкого стекла. Так или как-то по-другому было изобретено стекло, но достоверно известно, что финикийские торговцы продавали изделия из него во всех средиземноморских странах. По другой версии родиной стекла был Древний Египет. Стеклянные бусы, амулеты, посуду находят в гробницах, которые относятся к IV веку до нашей эры. Добавляя в стекломассу кобальт, медь, марганец, египтяне получали стекло голубого, зелёного и пурпурного цветов. Очень модными были бусы, изготовленные из такого стекла. Носили их мужчины и женщины, чаще с одеждой белого цвета. Дома египтяне одежды не носили, а украшали себя ожерельями из цветных бусин. Именно с Египтом связаны и первые упоминания о бисере. Его название происходит от арабского слова «бусра» или «бусер», что означает «фальшивый жемчуг». Когда Египет был завоёван римлянами, производство стекла и бисера распространилось в Римской империи, а после её распада и раскола на два государства, центр стеклоделия был перенесён в её восточную часть, в Византию. После взятия Константинополя турецкими войсками, Византия перестала существовать. Часть мастеров переселилась в другие государства. Особенно много их оказалось в Венеции, благодаря чему изготовление стекла и бисера достигло здесь небывалого расцвета. Венеция надолго осталась центром бисерного производства. В 1221 году все стеклодельные мастерские, во избежание пожаров, были перенесены на остров Мурано. Мастера-стекольщики, жившие здесь, с одной стороны пользовались большими привилегиями, с другой – под страхом смертной казни и конфискации имущества им запрещалось выезжать за границу и вывозить необработанное стекло, по составу которого можно было бы узнать секреты его изготовления. Так Венецианская республика охраняла свою монополию на производство стекла. Венеция снабжала бисером страны Европы, Азии, Африки, а после открытия Америки стала и здесь его главным поставщиком. Венецианским бисером мастера всего мира украшали сумочки, чехольчики, подушечки, шкатулки, оплетали сосуды. Его широко использовали в отделке народных костюмов. Светскую одежду в то время украшали жемчугом, бисер и стеклярус использовали мало. Всем, наверное, интересно – из чего и как делается бисер?! Традиционно в Венеции бисер изготавливался так: мастер-стеклодув из капли расплавленной стеклянной массы выдувал длинную трубочку маленького диаметра, которую потом мелко-мелко нарезали и высыпали на сито для изъятия бракованных бусинок. Потом стеклянные зёрнышки закладывали в барабан (так называли, конечно же, не музыкальный инструмент, а круглую полую ёмкость, которую можно было раскручивать до большой скорости). Вместе с юным бисером в этот барабан ещё насыпали увлажнённую смесь угля, извести и огнеупорной глины. Барабан крутился, а смесь заполняла мельчайшие отверстия стеклянных зёрнышек. Делалось это для того, чтобы сгладить неровности стеклянной поверхности и придать зёрнам правильную округлую форму. Потом мастера отправляли бисеринки в печь для обжига. Это похоже на то, как некоторые бабушки пекут пирожки, только намного-намного горячее! После охлаждения бисер ещё раз просеивали, отделяя от примесей, и с помощью сложного полировального порошка возвращали ему блеск, утраченный во время обжига. Видите, через сколько человеческих рук и труда, через какой сложный процесс прошла в своём рождении каждая малюсенькая бусинка! Точно так же изготовлялся и стеклярус, только его, в отличие от бисера, нарезали не мелко, а оставляли стеклянной трубочкой длиной три и больше миллиметров. Современные бисеринки могут создаваться не только из стекла, но и из самых разных материалов: драгоценных и полудрагоценных камней, металлов, дерева, пластмассы… Большой популярностью блестящие бисеринки пользовались у туземцев. Они меняли на него золото и пряности. В XVIII веке мощную конкуренцию Венеции составили стеклоделы Богемии (С
еверная Чехия). Они открыли свою технологию изготовления стекла, которое получило название «лесное стекло». Вместо соды стеклоделы использовали поташ, древесную золу. Стекло получалось тугоплавким, работать с ним было труднее, но зато оно обладало великолепными оптическими свойствами, твёрдостью, легче поддавалось обработке и шлифованию. Наибольшего расцвета бисерное производство достигло в XIX веке. В это время во Франции возникла мода на использование бисера в отделке городского костюма и его дополнений - сумочек, косынок, шарфов. В 1880 году известные парижские фирмы включают чёрный бисер и стеклярус в оформление женских туалетов из чёрных и тёмных тканей. В следующем десятилетии такая отделка распространилась на другие виды одежды, использовалась при создании наиболее изысканных туалетов мастерскими многих стран. При этом для украшения городского костюма брали бисер и стеклярус в тон ткани – гранатовый по гранатовому, серый по серому, обыгрывая блеск стекла. В отделке других туалетов участвовали бисер и стеклярус разных цветов, а также из «молочного» стекла, имитирующий жемчуг. Стеклярус и бисер считали незаменимыми материалами для отделки траурных платьев. По старинному обычаю нельзя было носить украшения из драгоценных камней и золота в первый год траура. Вот что пишет по этому поводу известный французский литератор Г. Прево в своей книге «Искусство одеваться»: «Стеклярус – единственная допустимая модой отделка полутраурных костюмов. Стеклярус в виде бус, смешанных со стальным бисером, составляет красивую отделку шляп и пелерин, образуя настоящий дождь тёмного огня». При украшении современной одежды известные модельеры активно используют бисер, стеклярус и бусины. В нарядах с такой отделкой с удовольствием ходят модницы наших дней.