Программа элективного курса по русскому языку “Культура речи” – русский язык, планирование

Пояснительная записка к учебному курсу для 9-11 классов «Культура русской речи» Курс «Культура русской речи» предназначен для 9—11 классов средней школы и ориентирован на учащихся, желающих совершенствовать умения свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владеть нормами русского литературного языка, соблюдать этические нормы общения. Значение и актуальность данного курса в современном школьном образовании определяется, с одной стороны, ключевой ролью речевой культуры в формировании мыслительной и общей культуры личности, а с другой — серьезным снижением уровня речевой культуры общества и внимания к проблемам нормативности речи. Это делает курс «Культура русской речи» актуальным в системе развития языковой (речевой) личности учащихся. Цель курса — развитие речевой личности учащихся путем совершенствования нормативности и целесообразности их речи. Задачи курса: — ориентировать преподавание на интенсивную интеллектуальную работу культуры мышления; — способствовать приобщению учащихся к национальным культурным традициям, вырабатывать отношение к собственной речи как к производной этой культуры; — формировать отношение к языковой культуре как фактору утверждения и укрепления российской государственности; — помогать становлению культуросообразной речевой личности, способной к самореализации в высказывании; — воспитывать у школьников уважение к нормам речевого этикета, личностной адаптированности этих норм; — развивать коммуникативные навыки; — способствовать формированию умения продуцировать и воспринимать целесообразные речевые структуры на основе норм языка, а из вариантов выбирать более приемлемые с целью их последующего закрепления в речевом поведении. Программа рассчитана на 64 часа. Принципы, обеспечивающие преподавание курса: 1. Научность: практикум и выполнение разных видов упражнений курса ориентированы на владение обширной теоретической базой, знание тезауруса, лингвистической, психологической и педагогической специфики речепорождения и речевосприятия. 2. Системность: курс делится на блоки, каждый из которых имеет структуру, обусловленную методически оправданным углублением и усложнением трактовок понятий и категорий. 3. Природосообразность: учитель исходит из сложившихся ценностных ориентаций и приоритетов учащихся, из зоны ближайшего и актуального развития, из наличных и проектируемых возможностей каждого из них. Сведения по курсу преподносятся с учетом готовности класса их воспринимать; в любом случае начинать преподавание следует, разъяснив значение культуры речи в жизни учащихся, в их самореализации. 4. Культуросообразность: курс преподносится в контексте русской культурно-языковой традиции. У учеников воспитывается отрицательное отношение к элементам повседневного общения, выходящим за пределы нормативной и целесообразной речи. Так, при разговоре о маргинальных явлениях русской речи педагогу важно рассказать об их происхождении в языке, вторжении в речь, аргументировать суждения об их недопустимости в речи нашего современника. 5. Креативность: в основе преподавания-изучения курса находится педагогика творческого взаимодействия учителя и учеников, предполагающая следующую реализацию принципа: — диалогичность в работе над материалом; — импровизационность — возможность ролевого интерпретирования заданий в соответствии с их спецификой; — чередование индивидуальной и совместной работы с деятельностью в составе творческих групп; — творческий характер заданий — например, предлагается увидеть явление с разных сторон, преподнести в разных ролевых интерпретациях, дописать и отредактировать тексты; — компактность тем: в конце каждого блока предлагаются вопросы для письменных и устных самостоятельных работ, интегрирующие полученные знания и предполагающие работу с литературой. 6. Последовательность: сначала у учащихся формируется и закрепляется представление о нормативности речи, затем о целесообразности, то есть о качествах оптимальной речи и возможности организовать высказывание, исходя из требований нормы, но сообразно коммуникативной ситуации для достижения необходимого эффекта общения. По завершении курса «Культура русской речи» учащиеся должны иметь следующие умения и навыки: 1. Строить речь в соответствии с языковыми нормами и качествами оптимальной речи (точность, логичность, уместность и т. д.), подчиняя сказанное требованиям этики и специфики ситуации. 2. Исправлять речевые ошибки и
недочеты в устной и письменной речи, умея аргументировать свою позицию требованиями современного русского языка, а при необходимости — и фактами исторического языкознания. 3. Вести себя соответственно понятию языковой (речевой) личности; уметь строить грамотный монолог и участвовать в диалоге, достигая коммуникативного эффекта и, при ситуационном запросе, коммуникативного лидирования. 4. Исключить из своей речи элементы ненормативной лексики и грамматики, умея объяснить, почему целесообразность употребления слова и фразы невозможна вне их нормативной кодифицированности. 5. Уметь использовать необходимые источники информации для полного и корректного аргументирования или опровержения суждения. 6. Привлекать лексические и стилистические резервы языка при строении речи; в целях максимально точного и полного изложения мысли приводить в конгруэнтность элементы вербального и невербального общения. 7. Владеть вербальными и невербальными средствами общения в разнообразных речевых ситуациях. 8. Владеть правилами письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях, тематических чатах Интернета. Наконец, учащиеся, освоившие курс «Культура русской речи», приобретают умение грамотно и целесообразно строить высказывание, устное и письменное, что обусловливает высокое качество жизни и возможность реализовать себя в будущей профессиональной деятельности.

       

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков