Программа по внеурочной деятельности “Сказки – добрые друзья” – директору, планирование

МКУ "Управление образования городского округа Богданович"

МКОУ "Волковская СОШ"

Утверждаю: Согласовано: Рассмотрена

Директор МКОУ "Волковская СОШ" Зам. директора по УВР на заседании ШМО

_________________ Ситникова М. М. ___________ Рявкина О. В. протокол № ____

"____" ____________________2014г. "____" ___________2014г. от "___" __________2014г.

Программа

по внеурочной деятельности

"Сказка - добрые друзья"

Ступень обучения: 1 класс

Количество часов: 35

Педагог дополнительного образования: Мельчакова Е. С.

Срок реализации: 2014-2015г.

Богданович 2014

Пояснительная записка

Рассматривая нравственное воспитание как один из важнейших компонентов развития личности ребенка, нельзя не задуматься о формировании детского характера. Как уже не раз отмечалось, цель нравственного воспитания - формирование нравственного поведения в повседневной жизни. Известный педагог В. А. Сухомлинский справедливо считал: "Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление. Она должна войти в привычку".

Предлагаемый материал поможет ребенку задуматься о нравственных качествах, отличить хорошее от плохого, почувствовать на себе высокомерие и доброту. Робкий ребенок, может быть, впервые попробует стать смелым, агрессивный - добрым, несобранный - аккуратным. Следует отметить, что речь пойдет о тех качествах личности, которые получают в обществе моральную оценку.

Для изучения выбраны те качества и отношения, которые знакомы, понятны младшим школьникам, а именно:

    отношение к людям (добрый - злой, уважение - высокомерие); отношение к труду (трудолюбивый - ленивый); отношение к вещам (аккуратный - неряха, щедрый - жадный); честность (честный - лживый); смелость (смелый - трусливый).

(Краткое описание этих качеств приводится в приложениях 1 и 2).

В программе используются драматизация и ролевые игры по сюжетам литературных произведений. Ребенок, действуя в воображаемой ситуации за другого, присваивает черты другого, начинает чувствовать себя другим и становится другим в игре. При организации трудовой деятельности детей надо стремиться к тому, чтобы перед ее участниками вставала необходимость в реальном сотрудничестве, взаимопомощи.

Цель программы: формирование нравственного поведения в повседневной жизни.

Задачи:

       

Образовательные:

    познакомить детей с важнейшими моральными качествами личности; дать понятие о парности этих качеств (добрый - злой); обогатить и активизировать речь детей за счет слов, обозначающих различные качества; научить подбирать самостоятельно синонимы к основным качествам, понимать их значение.

Воспитательные:

    формировать у детей отрицательное отношение к проявлению негативных качеств, учить находить пути их преодоления; способствовать формированию положительных качеств сначала в игре, затем в повседневной жизни детей; развивать эмпатию; способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.

Основные формы и методы реализации программы: рассказ, беседа, чтение и анализ сказок, обсуждение личных качеств героев; проигрывание этюдов (отрывков из сказок, сценок из жизни); проведение развивающих и словесных игр; рисование эпизодов из сказок, раскрашивание; проигрывание этюдов с неопределенным концом ("Как бы ты поступил в этой ситуации?").

Срок реализации программы - 1 учебный год.

Объём часов: 35 часа (1 час в неделю).

Возраст детей: 6-8 лет.

Ожидаемые результаты:

Ценностно-смысловые компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение; Коммуникативные компетенции, включают знание взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе; Здоровьесберегающие компетенции: знать и применять правила поведения в обществе; Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

Ценностно-смысловая ориентация учащихся; Действие смыслообразования; Нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные УУД:

Умение выражать свои мысли; Разрешение конфликтов, постановка вопросов; Управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные УУД:

Целеполагание; Волевая саморегуляция; Оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия:

ОбщеучебныеУУД:

Умение структурировать знания; Смысловое чтение; Знаково - символическое моделирование; Выделение и формулирование учебной цели.

Логические УУД:

Анализ объектов; Синтез, как составление целого из частей; Классификация объектов; Выдвижение гипотез и их обоснование; Построение логической цепи рассуждении.

К концу учебного года дети должны знать: значение моральных качеств личности таких как: доброта и злость, щедрость и жадность, честность и лживость, смелость и трусость, трудолюбие и лень, уважение к людям и высокомерие, аккуратность и неряшливость; факторы, влияющие на формирование и развитие качеств личности.

Кроме того, дети должны обладать умениями: различать положительные и отрицательные качества личности; анализировать свои поступки и поступки людей; находить конструктивные решения конфликтных ситуаций.