Анализ специальной литературы показывает, что на современном этапе для методики обучения русскому языку учащихся младших классов одной из актуальных проблем остаётся разработка новых приёмов и средств развития речемыслительной деятельности. Экспериментально доказана возможность усвоения младшими школьниками некоторых знаний о тексте и его признаках, а также формирования на этой основе коммуникативно-речевых умений. Считаю, что при проведении этой работы необходимо соблюдать следующие требования:
- включение речевой деятельности в другие виды деятельности;
- создание специальной мотивации для речи учащихся - устной и письменной;
- учащиеся должны понимать, для чего они воспроизводят (пересказывают или излагают письменно) текст, зачем им нужно этому учиться.
Главной мотивацией для учащихся должно стать желание быть понятыми окружающими людьми и понимать других, т. е. полноценно общаться.
При условии применения специальной системы пропедевтических заданий у детей более успешно происходит формирование умений построения текста: учащиеся правильно строят предложения, согласовывают слова.
Основными видами работ, направленных на развитие связной письменной речи, т. е. способствующих формированию комплексного умения создавать текст в письменной форме, являются изложения и сочинения.
В методике обучения русскому языку накоплен большой опыт по обучению школьников написанию изложений и отдельных видов сочинений (К. Д. Ушинский, В. А. Флёров, М. Р. Львов и др.). Основой для речевой практики у моих детей на уроках литературы становятся тексты произведений, проанализированные с учителем. На уроках литературы использую следующие виды связных устных высказываний: развёрнутые ответы на вопросы; пересказ прочитанного; устное словесное рисование; короткий отзыв о прочитанной книге: составление рассказа по картинками на основе имеющегося опыта, по опорным словам, по заданной теме, по заданному началу и концу; описание наблюдаемого объекта, явления и др..
Работа над предложением выступает как самостоятельный раздел на уроках развития речи и как подготовка к овладению учащимися связной речью. Фактически предложение является тем строительным материалом, из которого создаётся сложное целое - текст.
Работа с текстом выделяется как самостоятельная задача и требует использования дополнительных приёмов, которые обеспечивают смысловую целостность и языковую связность высказывания.
Последовательность и логика развития темы, ее смысловая законченность, обеспечиваются работой над планом и последующим использованием его в качестве наглядной опоры. Виды плана, которые предлагаю учащимся на уроках развития речи, различны - это картинный план к каждому предложению текста, серия сюжетных картинок, отдельные части общей картины, картинно-символический и словесный планы.
Работу над структурой текста начинаю уже в первом классе с использованием картинного плана. У учащихся создается представление о композиции текста (начало, основное содержание, конец).
Выбор межфразовых средств связи ведется в двух направлениях: отбор специальных слов и словоформ, обеспечивающих связь предложений в тексте, и преодоление словарно - стилистических ошибок, развитие у учащихся умения более точно выражать свои мысли. В процессе работы над текстом составляем синонимический ряд, пользуясь которым учащиеся преодолевают определенную стереотипность в употреблении слов, называющих один и тот же предмет; учатся правильно использовать видо-временные формы глагола с учетом одновременности или разновременности протекания действия. Работа над содержательной и языковой сторонами текста осуществляется одновременно. Коллективно обговаривается каждый пункт плана и так же коллективно исправляются стилистические ошибки в оформлении текста.
Структура специальных уроков развития письменной речи определяется видом заданий.
I этап - предварительная беседа и выявление знаний учащихся по теме. Школьники знакомятся с содержательной частью подготовительного материала (картина, опорные слова, текст и др. - в зависимости от вида работы).
II этап - анализ предъявленного материала.
III этап - составление плана или обсуждение готового плана.
IV этап - словарно-фразеологическая работа. Во время словарной фразеологической работы против каждого пункта плана можно записать слова и выражения, образно раскрывающие тему.
V этап - пересказ по некоторым пунктам плана.
В монографии Е. А. Гордиенко говорится о нецелесообразности составления учащимися полного устного пересказа по всем пунктам плана. Лучше отрабатывать начало рассказа, которое всегда затрудняет детей.
VI этап - самостоятельное написание учащимися изложения. Поскольку в начальной школе все творческие работы являются обучающими, детям разрешаю пользоваться орфографическими словарями, рабочими тетрадями, в которых они на предыдущих уроках записывали слова и выражения по теме.
VII этап - самопроверка, саморедактирование.
Написание изложения предполагает "включение" целой системы умений учащихся, реализуемых и формирующихся в процессе различного рода письменных и устных речевых упражнений:
Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту;
Отличать связное высказывание от набора отдельных предложений;
Определять тему высказывания;
Соотносить заглавие и содержание текста;
Выбирать среди данных заголовков наиболее точный;
Определять границы предложений и порядок следования предложений в тексте и в каждой его структурной единице;
Находить некоторые средства межфразовой связи, а затем и использовать их. Известно, что умения и навыки связной речи при их спонтанном развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения детей в школе. Над формированием этих умений и навыков необходима специальная работа.
Рекомендую использовать разнообразные подготовительные специальные упражнения с комплексом игровых ситуаций:
Формирование связной речи:
Преобразование предложений по сюжетным картинкам;
Договаривание предложений по предметным картинкам;
Договаривание предложений по демонстрации действий с картинками на панно;
Преобразование деформированной фразы;
Самостоятельное составление предложений по опорным картинкам;
Постановка вопросов к сюжетной картинке;
Полные ответы на вопросы по содержанию сказки, рассказа (составляя фразы из 3-5 слов);
Объединение фраз в рассказики с наглядной опорой (в виде натуральных объектов и действий с ними);
Составление предложений к каждой картинке из серии;
Инсценирование отрывка из сказки, рассказа;
Заучивание отрывков из стихов;
Пересказ отрывка с опорой на предметные картинки;
Словесное рисование картин к прочитанному отрывку;
Развитие диалогической речи (ответы на вопросы);
Пересказ по цепочке с опорой на картинки;
Составление предложений по опорным словам;
Составление предложений на определенную тему;
Работа над пословицей;
Сравнение, сопоставление небольшого текста и предложений не связанных по смыслу;
Поиск соответствующего понятия и развертывание монологической речи "Беседа по теме";
Найти подписи из текста к иллюстрациям;
Пересказ прослушанного рассказа путем договаривания предложений;
Формирование умений устанавливать смысловые отношения между смежными предложениями;
Использование распространенных повествовательных и вопросительных
Предложений;
Выделение в тексте начала, середины и концовки;
Воспроизведение текста по данному началу, середине или концовке по плану и опорным словам;
Придумывание к рассказу начала или конца;
Озаглавливание текста;
Коллективное составление плана прослушанного рассказа;
Использование графических моделей и символов;
Определение учащимися, какой части не хватает в тексте.
Лексико-грамматические упражнения:
Словообразование и употребление относительных прилагательных;
Словообразование родственных слов;
Употребление в речи синонимов;
Подбор действий к сюжетным картинкам;
Подбор признаков;
Обогащение лексики родственными словами;
Обогащение лексики антонимами;
Образование относительных прилагательных (по материалу, способу изготовления, сезону);
Упражнения в употреблении в речи сложноподчинённых и сложносочинённых предложений;
Комментированное письмо;
Редактирование текста;
Нахождение более точного значения слова для предложения (используя "Словарь синонимов", "Словарь антонимов", "Толковый словарь") и их активизация в речи;
Исправление допущенных лексических ошибок;
Составление предложения - толкование нового слова, его запись, составление словосочетаний с изучаемым словом;
Составление предложений по вопросам;
Написание свободных диктантов;
Восстановление деформированного текста;
Деление текста, напечатанного без заглавных букв, сигнализирующих о начале предложения, и без знаков препинания в их конце, на предложения на основе смысла и грамматических связей;
Ступенчатое, по вопросам, распространение данного небольшого предложения;
"обратное" упражнение - сокращение предложения до возможного предела;
Упражнения, дающие представление о многозначности слова;
Коллективная запись рассказа по частям (под руководством учителя).
Данная система упражнений способствует развитию операций деления целого текста на части: выделению начала, конца высказывания, выяснению важности каждой выделенной части, формированию лексико-грамматических средств языка, а также развитию произвольного внимания, памяти, работоспособности, позволяет выделить определенные этапы в овладении учащимися речевыми умениями.
В процессе пропедевтической работы над связной речью, учащиеся демонстрируют разные возможности. Они приобретают следующие умения: отличать связное высказывание от набора отдельных предложений; определять тему высказывания; соотносить заглавие и содержание текста; выбирать среди данных заголовков наиболее точный; определять границы предложений и порядок следования предложений в тексте; использование средств межфразовой связи (синонимы, местоимения, союзы).
Главный вывод заключается в том, что успешное обучение младших школьников изложению возможно лишь при систематической кропотливой работе на уроках чтения, русского языка, окружающего мира, с включением обязательных развивающих упражнений.