Работа над художественной выразительностью исполнения в специальном классе фагота

Мой педагогический опыт складывался из работы в школе-интернате для одарённых детей музыкально-эстетического профиля и колледже искусств г. Петропавловска в качестве преподавателя по классу фагота в период с 2000 по 2014 год.

На первом этапе педагогической деятельности моими задачами были: становление класса фагота (формирование материально-технической базы — обеспечение учащимися инструментами и учебной литературой); изучение методической литературы по классу фагота, знакомство с опытом педагогов по классам духовых инструментов; формирование собственной системы методов и методических приёмов, закладывающих фундаментальные знания, умения и навыки у учащихся-фаготистов.

В результате рефлексии мною была выделена проблема, возникшая в процессе занятий и исполнительской практики учащихся, — слабость эмоционального воздействия исполняемой учащимися музыки, вследствие доминирования «голого» прочтения нотного текста, увлечения работой над техническими трудностями материала.

Современный фаготист высокого класса должен обладать подлинно виртуозной техникой, владеть двойным стаккато, вибрато, фруллато, широкой гаммой штрихов, техникой многозвучия, уметь извлекать четвертитонные и трёхчетвертитонные интервалы, область его выразительной игры распространяется на все регистры фагота, включая и такие высокие звуки, как ми, фа, соль, ля-бемоль второй октавы и до третьей октавы. Но овладение виртуозной техникой не должно стать самоцелью, а в совокупности с использованием образно-выразительных возможностей фагота использоваться для проникновенного воплощения замысла композиторов.

       

Музыка — это искусство, напрямую воздействующее на эмоциональную сферу сознания людей. Музыка становится искусством только тогда, когда музыкант владеет силой одухотворения написанных когда-то композитором нот. Музыка должна быть «живой», трогающей за душу. Иначе второй раз вас просто не захотят слушать.

Овладение учащимся средствами музыкальной выразительности, искусством построения музыкальной фразы, грамотное использование выразительных возможностей самого фагота помогает вдохнуть жизнь и чувство в исполняемое произведение, превратить исполнение в экспрессивный монолог, обращённый к слушателям.

Эта педагогическая проблема не нова в музыкальной педагогике, но она не перестаёт быть актуальной, так как встаёт перед каждым педагогом, и каждый пытается найти собственный подход в решении этой проблемы в своём классе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков