Работа с начинающими музыкантами

Перед педагогом, работающим с начинающими, стоят серьёзные и многообразные задачи. Сознание большой ответственности, тщательная продуманность работы, подлинный интерес к занятиям с учениками, умение вникнуть в психологию каждого ученика, хороший вкус музыканта и музыкальная культура — необходимые условия для их успешного разрешения. Работая с начинающими, педагог приступает к возведению своего рода музыкального фундамента. Его качество и направленность в большой мере определяет ход дальнейшего обучения, во всяком случае — ближайших лет занятий, а могут и отразиться на всём будущем ученика. Ребёнок впервые знакомится с музыкой, получает первые музыкальные представления. Большей частью именно в это время он начинает не только осознавать простейшие музыкальные явления, но и активно — по мере своих детских возможностей — проявлять себя в области музыки. Уже в первые годы обучения закладывается основа понимания музыкальных произведений, проникновение в мир музыкальных образов. Конечно, ученику нужно приобрести первые навыки игры на фортепиано, необходимо знание нотной грамоты, но всё это не может быть преподано вне связи с музыкой. Прежде всего, надо привлечь ребёнка к музыке, заняться обогащением и развитием его музыкальных впечатлений. Это составит содержание условно называемого вводного периода занятий. Понятие «вводный» здесь может быть применено с большой оговоркой: ведь музыка — это та основа, на которой строится всё обучение. Знакомясь с будущим учеником, надо выявить, насколько можно, его музыкальные задатки, степень близости к музыке. В этом отношении показательны пение и подбирание на слух простейших попевок, таких как «Василёк», «Солнышко», «Петушок», «Колыбельная кота Воркота» и т. д. Очень радует детей, когда они имеют возможность пропеть или проиграть свои имена или имена близких им людей: мамы, папы, бабушки, дедушки, своих лучших подружек. Музыкальная сказка «Прогулка в лес» помогает детям выявить меру своих фантазий и воображения, передать беседу с различными животными и птицами (кукушка, дятел, медведь, ослик, зайчик и т. д.), передать их повадки, движения. Уже на начальной ступени занятий надо заботиться о том, чтобы музыкальная речь, её интонации становились для ребёнка привычными и понятными.

Знакомя ребёнка с клавиатурой, необходимо подчеркнуть разницу регистров, вызывая сравнения с миром животных и людей: «птичка», «медведь», «гул самолёта», «разговор с мамой», «папа сердится», «девочка веселится».

После того как ученик освоится с подбиранием простых музыкальных слов и мотивов, можно расширить задания — несколько увеличить протяженность подбираемых и транспонируемых мелодий, коротких песенок. Когда ученик сможет свободно сыграть мелодию или песенку, полезно добавить к ней простое сопровождение в виде одной нотки, затем квинты и параллельными сопровождениями через октаву, побудить послушать звучание. Можно сыграть ученику явно незаконченную мелодическую фразу с тем, чтобы он сам придумал её конец, или сыграть «вопрос», чтобы он на него ответил на фортепиано, «Как тебя зовут?» — «Анастасия», «Ты куда пошёл?» — «Я пошёл в школу!»

Длительность этого периода работы — пения, слушания песенок и пьес, исполняемых педагогом, подбирания, транспонирования — определяется и данными ученика, и его возрастом. Необходимо, чтобы малыш освоился с музыкой, чтобы ему было интересно и не очень трудно. Конечно, ученики разные по задаткам, характерам — развиваются по-разному, но всё же период обучения до начала ознакомления с нотной грамотой можно условно установить приблизительно не менее чем в месяц. Если этот месяц будет заполнен интересными для ребёнка занятиями музыкально-развивающего характера, включающими и практическое знакомство с инструментом, — малышу это будет полезно.

Каждому ребенку, поступившему в музыкальную школу хочется «побыстрее» научиться играть на музыкальном инструменте. Уже с первых шагов дети задают вопрос:

— «А скоро мы будем играть на пианино?».

— «Конечно, скоро», — отвечаю я.

Вот сегодня как раз настало время игры на инструменте. А играть мы будем разные слова: имена людей, названия различных животных. Любое слово состоит из слогов, его можно сыграть и спеть. Попробуйте проговорить и одновременно прохлопать в ладоши слово МА—МА, которое состоит из двух слогов и двух хлопков, значит и из двух звуков. Сыграй слово МАМА на клавише «до», получится до-до. А слово МА-МОЧ-КА состоит из скольких слогов? Правильно, из трех. Значит, и сыграть его надо трижды, нажимая клавишу до-до-до. Итак, вы научились играть слова. Но конечно, первые движения не будут пластичными, а звук певучим и красивым. Все это придет со временем, вы не расстраивайтесь. Помогут вам выправить положение команды:

«Сыграйте и пропойте ласково слово МАМОЧКА»

«Сыграйте спокойно и тихо слово БАЮ, БАЮ»

«Сыграйте жалобно слово МЯУ» и так далее.

После каждого задания необходимо «попрощаться» с клавиатурой. Легко поднимите запястье как в упражнении «Пушинка», а кисть поднимите как в упражнении «Полотенце» и весело пошевелите пальчиками, приговаривая слова «Пока» или «До свидания» и тут же положите руку на колено. Все это надо делать быстро, легко и плавно.

А вы знаете о том, что упражнение «Пушинка», которое вы делали на столе, можно тоже сыграть?

Нажмите клавишу, дуньте на запястье и полетайте на любые части клавиатуры. Нажимайте клавиши легко, весом «пушинки». Послушайте, какие звуки получились? Легкие, нежные, мягкие? Или грубые, резкие, громкие? Исправьте положение командами.

       

Упражнение «Радуга» поможет вам выработать траекторию полета, управлять рукой в нужном направлении до определенного расстояния. Нажмите любую клавишу и в воздухе мягкой кистью пальцев нарисуйте радугу, плавно опуская руку на другую клавишу. Можно нарисовать маленькую радугу, а можно большую.

Пришло время играть разные песенки, но сначала их надо послушать.

А теперь скажите, из каких звуков состоит песенка из коротких, или длинных? Да, конечно, она состоит и из коротких, и из длинных. Чтобы записать песенку, а потом сыграть ее по-за писанному мы будем пользоваться палочками. Длинные звуки мы с вами запишем длинными палочками, вот такими I I, а короткие — палочками, объединенными перекладиной П П. Попробуем записать песенку «Андрей — воробей» такими знаками:

I I П I П I П I

Анд — рей во-ро-бей не го-няй го-лу-бей

Прохлопайте эту песенку со словами, сыграйте ее на клавише «Соль». Можно сыграть ее на двух, трех, четырех клавишах, сочиняя разную мелодию.

Задание:

1. Разучите песню «Петя булочник» на клавишах фа — соль, до — ре — ми третьим пальцем правой руки и левой руки.

2. Сочините мелодию «Петя булочник», играя ее на четырех клавишах, пальцовку выберите сами.

I I П I П I П I

Пе — тя бу-лоч-ник, ис-пе-кисит-ни-чек

П П I I П П I I

бул-ку и ват — руш-ку, Са-еч-ку и плюш-ку

Усложнение игрового материала происходит по мере усвоения его учащимися.

Одним из видов деятельности на уроке с начинающими музыкантами является формирование игрового аппарата и знакомство с правилами посадки и игры за инструментом.