Рациональное использование природы и ее охрана (биология 9 класс)

С помощью данного видеоурока вы сможете самостоятельно изучить тему «Рациональное использование природы и ее охрана». В ходе занятия вы узнате о том, что природа не является неиссякаемым ресурсом. Учитель расскажет о необходимости рационального использования природы и способах ее охраны.

Рациональное использование природы и ее охрана

БИОЛОГИЯ

9 КЛАСС

Тема: основы экологии

Урок 64.Рациональное использование природы и ее охрана

Анисимов Алексей Станиславович,

учитель биологии и химии,

Москва, 2012

Каждый из нас, независимо от возраста, в силах положительно или отрицательно повлиять на будущее природы. Ученые и защитники природы утверждают, что для того, чтобы внести свою лепту в спасение будущего биосферы, достаточно не выбрасывать полиэтиленовые пакеты, постоянно покупая новые, отказаться от товаров в пластиковых бутылках, не выбрасывать в урны батарейки, аккумуляторы и технику с соответствующими обозначениями. Быть хозяином природы тяжелее, чем ее потребителем. Но только ответственные хозяева заботятся о своем будущем.

На протяжении многих веков человечество относилось к природе, как к практически неистощимому источнику благополучия. Вспахать больше земли, вырубить больше деревьев, добыть больше угля и руды, построить больше дорог и заводов считалось основным направлением прогрессивного развития и достижения процветания. Уже в древние времена, с началом земледелия и скотоводства, деятельность человека приводила к настоящим экологическим катастрофам: необратимому изменению крупных экосистем и опустошению больших территорий.

К середине ХХ столетия было уже очевидным, что нарушение среды вызвано антропогенным воздействием, которое имеет не только местное, но и планетарное значение. Остро стал вопрос о пределах экологической емкости планеты для существования человечества.

Рост народонаселения и техногенный характер использования природы привели к угрозе экологических нарушений, затрагивающих не только отдельные государства и страны, но и биосферу в целом. Изменяются планетарные круговые циклы – круговороты веществ. В результате перед человечеством возник целый ряд экологических проблем, обусловленных антропогенным воздействием на окружающую среду.

Истощение природных ресурсов. Ресурсы, за счет которых живет человечество, делятся на две категории:

1. Возобновимые (почва, растительность, животный мир).

2. Невозобновимые (запасы руд и горючих ископаемых).

Возобновимые ресурсы способны к восстановлению, если их потребление не превышает критических пределов. Интенсивное потребление привело к значительному уменьшению популяций лососей, осетровых рыб, многих сельдей, китов.

Огромные масштабы приобрели потери почв, заселение и эрозия, разрушения и вынос плодородного слоя водой и ветром. И то и другое возникает в результате неправильной сельскохозяйственной эксплуатации земель. Ежегодно теряются десятки миллионов гектаров ценнейших почв.

Загрязнение среды

В результате промышленного производства в атмосферу, воду и почву в качестве отходов поступает огромное количество вредных веществ, накопление которых угрожает жизни большинства видов, в том числе и человека.

Мощный источник загрязнения – современное сельское хозяйство, насыщающее почвы избыточным количеством удобрений и ядов для борьбы с вредителями. К сожалению, практика использования этих веществ до сих пор широко распространена.

Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы

В настоящее время глобальные экологические угрозы начали осознаваться обществом. Экологически грамотное и рациональное природопользование – это единственно возможный путь для выживания человечества.

Обеспечить выживание человечества невозможно без развития экологической науки, рационального использования и охраны природы. Наука экология позволяет понять, какими путями нужно строить взаимоотношения с природой в разных областях человеческой деятельности. Кроме того, у разных народов за многие века накопился большой опыт бережного отношения к природной среде и использованию ее богатств. Этот опыт был по большей части забыт с наступлением научно-технической революции, но теперь вновь привлекает к себе внимание. Надежду вселяет то, что современное человечество вооружено научными знаниями (http://spb. ria. ru/Infographics/20120323/497341921.html). Основная сложность заключается в том, что для предотвращения глобальных экологических катастроф и обеспечения рационального использования природы необходимо соблюдать согласованность в деятельности множества экологических коллективов, всех государств мира и отдельных людей.

Требуется перестройка каждого человека от старых форм эксплуатации природы к постоянной заботе о ней, переход на новые технологии промышленности и сельского хозяйства. Всё это невозможно без вложения больших средств, всеобщей экологической грамотности и овладения глубокими знаниями в каждой области взаимодействия с природой.

Всеобщее экологическое образование становится одним из главных требований времени. Настоящим и будущим поколениям предстоит напряженная сознательная борьба за согласованную деятельность людей по сохранению биосферы (http://spb. ria. ru/Infographics/20120418/497610977.html). В настоящем и будущем неизбежна перестройка промышленности и сельского хозяйства на экологических основах, внедрение нового законодательства, новых норм морали, формирование экологической культуры во имя дальнейшего процветания и развития человечества на Земле.

       

Экологические катастрофы древности

Первые экологические катастрофы по вине человека произошли несколько тысячелетий назад. Так, были вырублены леса в Древней Греции и Малой Азии, была сильно расширена территория пустынь из-за чрезмерного выпаса скота, и резко упала численность копытных животных.

Экологические катастрофы, вызванные нарушением природных связей, неоднократно возникали в разных районах нашей страны.

Пыльные бури, вызванные распашкой больших площадей, поднимали вверх и уносили плодородные почвы в США, Украине, Казахстане.

Из-за сведения лесов мелели судоходные реки.

В районах сухого климата неумеренный полив вызывал засоление почв.

В степных краях расползались овраги, отнимая у людей плодородные земли.

Загрязненные озера и реки превращались в сточные водоемы.

Исчезновение видов

По вине человека катастрофически уменьшается видовое разнообразие растений и животных. Часть видов исчезла в результате прямого истребления. Например, странствующий голубь, морская стеллерова корова и другие.

Значительно опасней оказались резкие изменения природной среды, вызванные человеком, разрушение привычных мест обитания. Из-за этого гибель грозит 2/3 существующих видов. Сейчас темп антропогенного обеднения живой природы таков, что ежедневно исчезают несколько видов животных и растений. В истории Земли процессы вымирания видов уравновешивались процессами видообразования. Темпы эволюции несопоставимы с разрушительным влиянием человека на видовое разнообразие.

Час Земли

Час Земли – ежегодное международное событие, которое проводит Всемирный фонд дикой природы (WWF). Он проходит в последнюю субботу марта и призывает всех частных лиц и представителей организаций выключить свет и другие электроприборы на один час. Таким образом экологи стремятся обратить внимание на проблемы изменения климата. Впервые час Земли прошел в Австралии в 1997 году, а уже на следующий год эта акция доброй воли получила мировую поддержку. На сегодняшний день, час Земли – самая массовая в истории человечества попытка обратить внимание на проблемы экологии.

По оценкам Фонда дикой природы, ежегодно в этой акции участвуют более миллиарда жителей планеты.

Вопросы:

1. Когда человек стал задумываться о вреде, наносимом природе его деятельностью?

2. Какие вы знаете международные экологические организации?

3. Как изменялся раньше и изменяется сейчас химический состав атмосферы в связи с ростом промышленности?

4. Предложите свои собственные перспективные способы сохранения окружающей природной среды от уничтожения ее человеком.

Ссылки на литературу

1. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Агафонова И. Б., Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности. – М.: Дрофа, 2009.

2. Пасечник В. В., Каменский А. А., Криксунов Е. А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учебник для 9 класса. 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.

3. Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Чернова Н. М. Основы общей биологии. 9 класс: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И. Н. Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2005.