Разработка урока музыки по теме “Авторская песня”. – музыка, уроки

Разработка урока по теме: "Авторская песня".

Подготовила учитель музыки МБОУ "СОШ №29" г. Чебоксары Галкина Людмила Анатольевна.

Цель урока: расширить знания ребят в области бардовской песни. Знакомство с историей развития и особенностями этого песенного жанра.

Задачи урока

Воспитательные:

С помощью музыки, слова создать особую эмоционально - яркую атмосферу урока. Воспитание интереса и уважения к авторской песне и их создателям. Эмоционально - нравственная оценка музыки, звучащей на уроке.

Образовательные:

Знакомство с понятием "бардовская" песня. Ознакомление учащихся с историей развития авторской песни. Закрепить в сознании ребят характерные особенности жанра авторской песни.

Развивающие:

Продолжить работу по развитию умения учащихся анализировать музыку на уровне темы четверти. Разучивание песни Ю. Визбора "Лесное солнышко". Выразительное исполнение песен.

Оборудование урока:

План Презентация. Музыкальный центр. Компьютер. Проектор. Экран. Баян. Синтезатор. CD-диски с записями бардовских песен.

Ход урока

Музыкальное приветствие.

Учитель поет: "Здравствуйте, ребята!".

Дети в ответ: "Здравствуйте, учитель!"

Далее учитель обращает внимание ребят на экран, где все видят изображение гитары, поющих под гитару людей, и задает вопрос:

- Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Ответы детей.

Учитель: Правильно. Мы сегодня будем говорить о песнях, об особенных песнях, которые чаще всего исполняют под гитару. Кто помнит, как называются такие песни?

Ответы детей.

Учитель: Мы с вами когда-то знакомились с такими песнями и пели на уроках. Давайте вспомним "Песню о маленьком трубаче".

Исполнение песни.

:Учитель: Кто-нибудь из вас знает, кто сочинял и сочиняет такие песни?

Ответы учащихся.

Учитель: Совершенно верно. Эти песни называют туристскими, студенческими, самодеятельными, авторскими…. Так изменялось название песенного жанра, песен, создававшихся непрофессиональными поэтами и сочинителями мелодий. С легкой руки журналистов за их авторами закрепилось определение "бард", заимствованное у исконных бардов - народных кельтских певцов, живших в XIII веке.

Так что же представляет собой авторская песня? Что ее характеризует? Это нам предстоит выяснить.

Имея любительские истоки, произрастая из бесчисленных студенческих и походных песен, незатейливых в своей основе, массовое песенное сочинительство выделило новый вид профессионализма.

Под авторской песней понимается движение, объединяющее поэтов, композиторов, исполнителей и любителей этого жанра.

Существует конкретный, узкий смысл этого понятия - поэты, поющие свои стихи.

В своем большинстве создатели авторской песни не только не являются профессиональными музыкантами, но вообще не имеют никакого музыкального образования. Авторская песня, в основном, распространяется изустно, и нередко при исполнении в нее вносится элемент импровизации.

Вопреки законам профессионального пения барды часто "пропевают" согласные звуки. Авторская песня не рассчитана на профессиональный вокал, ее диапазон в рамках обычного голоса. Подхватить и спеть такую песню может любой. Эти песни отличают мелодичность, напевность, простота мелодий, их запоминаемость.

Талант барда - редкий талант, в котором соединяется "триединство стиха, музыки и своей исполнительской интонации" (Евгений Бачурин).

Название "авторская" этот жанр песни получил за то, что это песня - собеседница с доверительной интонацией разговора по душам, за личностную интонационную окраску.

Бардов объединяет стремление к истине, органическое неприятие лжи и фальши, причем не только в самом содержании песен, но и в манере их исполнения.

Девиз авторской песни: "Думай!".

Авторская песня существует более 60 лет, и в настоящее время представлена четырьмя поколениями людей самых разных профессий: педагогов, художников, рабочих, актеров, физиков, биологов, химиков, врачей и др. - людей, для которых ПЕСНЯ - и увлечение, и жизненное призвание.

       

Родившийся и стремительно развивающийся вид искусства проще всего обозначить цепочкой имен: Ю. Визбор, А. Якушева, Б. Окуджава, Ю. Ким, В. Берковский, С. Никитин, В. Высоцкий, А. Дольский, О. Митяев, А. Розенбаум….

Сегодня живут песни, сочиненные и в 50-е и в 80-е годы. У авторов этих песен разные биографии, но их объединяет родство мировосприятия, щедрое отношение к жизни, пристальное внимание к судьбам людей, красоте земли, вечным проблемам бытия.

Условно выделяют исторические, гражданственно - публицистические, лирико - философские, сатирические, юмористические, интимно -лирические песни, туристские, студенческие и детские песенки.

- Давайте вспомним и споем песню А. Якушевой "Вечер бродит".

Исполнение песни "Вечер бродит".

Учитель: Какие еще вы помните авторские песни?

Дети называют песни.

Исполнение песен: "Прощание с летом" и "Весеннее танго".

Авторская песня - это определенная форма устной поэзии. Почему сейчас многие люди берутся за сочинение песен? Да потому, что в песню просится жизнь. Как же это делается? Как рождается та самая авторская песня? В основном, сначала пишется стихотворение, которое автору дорого. В нем он говорит именно то, что и хотел сказать…. Затем постепенно он, автор, начинает эти стихи скандировать. Получается какой-то напев, напев органический, вытекающий из интонации текста. Музыкальное воплощение такой песни может быть скупым, но оно неотделимо от слов и от того, как эта песня будет петься.

Традиция создания песен с ярко выраженной авторской позицией существует давно. Начиная с XVII века, различные социальные группы населения имели свои песни - песни крестьян и рабочих, студентов и революционеров, песни городского сословия, песни каторжан, песни ямщиков и бурлаков. После Октябрьской революции создаются красноармейские, партизанские, комсомольские песни.

Однако годами рождения современного жанра самодеятельной (авторской) песни все считают послевоенное десятилетие - 50-е годы прошлого века, когда наступил период обновления, поисков, надежд, когда страну охватил новый творческий подъем.

Вот как вспоминает об этом времени Ю. Ким: "… такой радостной, такой дружной молодости не переживало ни одно из последующих поколений. Это тогда мы начали широко путешествовать - пешком, на лыжах, на байдарках. Это при нас в таких количествах развелось столько интересного: устные журналы, клубы встреч, умопомрачительные капустники, состязания юмористов, стенгазеты во всю стену, доморощенные театральные студии…. Поколение жадно знакомилось, искало и находило свое слово, свою музыку, обретало лицо!".

Вот что сказал об авторских песнях известный современный бард С. Никитин: "Для моего поколения эти песни - просто часть нашей жизни, часть нас самих. В чем их секрет? Во-первых, все в них знакомо, все "из жизни". Во-вторых, они несут заряд добра, человеческого тепла. В-третьих, эти песни демократичны, они достаточно просты, их можно петь компанией. И, наконец, в них есть что-то еще, может быть самое главное, это как раз то, что совершенно естественно, без всякого нажима со стороны, побуждает теперь уже наших детей брать в руки гитару, разучивать эти новые для них песни и петь их со своими друзьями…".

С появлением клубов самодеятельной песни стали проводиться конкурсы, слеты, фестивали, где можно услышать новые песни, познакомиться с их авторами.

В августе 1967 года комсомолец Валерий Грушин, студент Куйбышевского авиационного института имени С, П. Королева, погиб на таежной реке Уде в Восточных Саянах, спасая тонущих в ледяной воде детей. В память о его подвиге и любви к песне в 1968 году на Волге, близ горы Жигули, прошел I песенный фестиваль, организованный областным советом по туризму и экскурсиям. Фестивальные концерты под Куйбышевом (ныне под Самарой) проходят в огромном природном зале, где трибуна - гора, а сцена - плот-гитара, причаленный к берегу. Здесь говорят, что "гора слушает гитару". Число авторов и любителей самодеятельной песни растет с каждым годом. Если I Грушинский фестиваль собрал свыше 600 человек, то уже в XII Грушинском фестивале принимали участие около 100 тысяч человек из 75 городов, а XXVII Грушинский фестиваль объединил около 210 тысяч исполнителей и любителей авторской песни.

А сейчас мы с вами послушаем песню, которую исполняют на всех Грушинских фестивалях. И называется она "Фестивальная", но чаще всего ее называют "Изгиб гитары желтой". Я думаю, что многие из вас уже знакомы с этой песней. Может быть, некоторые из вас ее знают.

Слушание песни "Изгиб гитары желтой" в исполнении учителя, который аккомпанирует себе на гитаре.

Вот что сказал об авторских песнях известный современный бард С. Никитин: "Для моего поколения эти песни - просто часть нашей жизни, часть нас самих. В чем их секрет? Во-первых, все в них знакомо, все "из жизни". Во-вторых, они несут заряд добра, человеческого тепла. В-третьих, эти песни демократичны, они достаточно просты, их можно петь компанией. И, наконец, в них есть что-то еще, может быть самой главное, это как раз то, что совершенно естественно, без всякого нажима со стороны, побуждает теперь уже наших детей брать в руки гитару, разучивать эти новые для них песни и петь их со своими друзьями…".

Одной из таких популярных среди молодежи песен является песня Ю. Визбора "Лесное солнышко", которую мы с вами будем разучивать на уроке, но прежде послушаем ее в исполнении автора - Юрия Визбора.

Разучивание песни "Лесное солнышко".

Обобщение урока.

Учитель: Итак, ребята, о чем же шел разговор у нас на уроке?

Ответы детей.

Учитель: Что нового вы узнали?

Ответы детей.

Учитель: Я думаю, что, начиная с сегодняшнего дня, ваши интерес и уважение к авторским песням станет выше. И, вполне возможно, что вы полюбите эти песни и будете петь их не только на уроках музыки, но и в кругу своих друзей и близких.

Домашнее задание: приготовить презентации по теме сегодняшнего урока.

Список использованной литературы

Соколова И. А. Авторская песня: от фольклора к поэзии. М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 2002. Левина Л. А. Грани звучащего слова: Эстетика и поэтика авторской песни: Монография. М.: Нефть и газ, 2002. Авторская песня: Антология / Сост. Д. Сухарев. Екатеринбург: У-Фактория, 2002. Зайцев В. А. Окуджава. Высоцкий. Галич: Поэтика, жанры, традиции. М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 2003. Истомин С., Денисенко Д. Самые знаменитые барды России. М.: Вече, 2002.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

http://www. terle. ru/article/toccata/bard/razvitie. htm

http://music. privet. ru/tags/?tag_id=1493976

http://music-fantasy. ru/materials/avtorskaya-pesnya

http://www. russhanson. org/pressa/shanson/ap. html

http://www. samarabard. ru/board/viewtopic. php? p=37872