Разработка урока по литературе рассказ А. Платонова “Юшка”

БЕЗ ДОБРОТЫ И СОСТРАДАНИЯ НЕТ ЧЕЛОВЕКА

Я ТОЖЕ ВСЕМУ СВЕТУ НУЖЕН...

Цели урока.

Образовательная: Знать содержание рассказа А. Платонова "Юшка", проблемы, поднятые автором в произведении.

Развивающая: Развивать ассоциативное мышление.

Воспитательная: Воспитывать личность самостоятельную, творческую, свободную, духовно-нравственную. Помочь ученику раскрепоститься, раскрыть свои индивидуальные способности, почувствовать себя личностью.

Оборудование: портрет Платонова, плакаты о добре, милосердии, опорные слова из текста произведения, карточки с заданиями.

1. Рассказ о писателе.

(на доске фотография писателя или изображение летящего по рельсам паровоза может стать картиной-символом к рассказу о писателе).

- Давайте попробуем перенестись в 1899 год, в Ямскую слободу на окраину города Воронежа. В простой семье мастерового-железнодорожника, талантливого изобретателя-самоучки Платона Фирсовича Климентова родился сын Андрей, который впоследствии стал известным писателем А. П. Платоновым. Как вы уже догадались, "Платонов" - это псевдоним писателя от имени отца, от которого он унаследовал любовь к технике и "потной работе", преклонение перед поэзией паровозов и вообще машин.

- Давайте прочтём в учебнике об одном из эпизодов трудовой жизни Платонова.

Ученики вслух или про себя читают отрывок из статьи В Чалмаева.

- Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ о писателе?

- Окрестности Воронежа не отличались красотой ландшафта, которым можно было любоваться. Это была степная полоса с большими широкими дорогами. И может быть поэтому, с детских лет Платонов мечтал украсить землю садами, лесами, придать земле красоту, которой можно любоваться, ЗЕМЛЯ - САД - МЕЧТА!

- Но это всё мечты, а в жизни - многодетная семья, состоящая из 10 человек, жившая часто на грани нищеты. Но эта нищета, неустроенность, постоянная нужда скрашивалась ЛЮБОВЬЮ родителей к детям. Благодаря родительской любви, детям были привиты чувства: ДОБРОТЫ, МИЛОСЕРДИЯ, СОСТРАДАНИЯ, СПОСОБНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ ЧУЖОЙ БЕДЕ (записано на доске).

- Важны ли эти качества для человека? (размышления ребят).

- Из желания воспеть жизнь он стал писать. Писал на разные темы, но главное в произведениях Платонова - судьба человека, поиск смысла жизни: "Я человек, я живу на прекрасной живой земле ... Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня - это редкость и праздник", - писал А. Платонов.

2. Изучение рассказа.

- Какое из этих высказываний вы выбрали бы эпиграфом к рассказу "Юшка"? Почему?

Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью.

Олег Волков.

Верю я, придёт пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Б. Пастернак

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

М. Лермонтов

Побеждай зло добром.

Библия

Первые мои вопросы после чтения рассказа "Юшка" связаны с его восприятием:

- Понравился ли вам рассказ? Какие вопросы возникли у вас во время прочтения?

- Почему люди были жестоки к Юшке? Почему Юшка терпел обиды и не возмущался?

Итак, с первых строк рассказа мы знакомимся с его главным героем. Автор даёт подробный литературный портрет Юшки. Что мы узнали о нём?

Ребята, используя текст, говорят о том, что Юшка мал ростом и худ; в руках у него мало силы. Он не пил чай и не покупал сахар, а одежду носил одну и ту же долгие годы без смены ...

- Почему автор в описании особо выделяет его глаза?

Он плохо видел, и глаза у него были белые, как у слепца, в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы. Глаза - зеркало души, а душа у Юшки плачет.

- Как вы считаете, что является главным в этой подробной характеристике? Что за человек Юшка? Попробуйте охарактеризовать его одним словом.

Записываем на доске предлагаемые слова-характеристики, дополняю этот ряд, если это необходимо: СЛАБЫЙ, ЖАЛКИЙ, НЕКАЗИСТЫЙ, НЕВЗРАЧНЫЙ, ТИХИЙ, СКРОМНЫЙ, НЕЗАМЕТНЫЙ, КРОТКИЙ ...

- А как вы понимаете слово КРОТКИЙ? Давайте к нему подберём синонимы.

Записываем в тетрадях: кротость, беззлобность, незлобивость, покорность, смирение, безропотность, безответность.

В "Словаре русского языка" С. Ожегова: "Кроткий - незлобивый, покорный, смирный".

- Принято считать, что такие люди, как правило, вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом. А как ощущает себя Юшка в окружающем его мире? как относятся к нему дети?

Дети, увидев тихо бредущего Юшку, бросали свои игры и с криками бежали за ним. Они поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор и бросали в Юшку, толкали его и старались сделать ему больно. Дети терзали его.

- Как вы понимаете слово терзать?

Записываем в тетрадях: терзать, мучить, издеваться, истязать, тиранить. Сообщаю, что в "Словаре русского языка" С. Ожегова представлены два значения слова: 1. Разрывать на части. 2. Мучить нравственно.

- Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны ещё научиться злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они ждут от него?

Детей удивляло, что Юшка ничего не отвечал им, не обижался и даже не закрывал лица, в которое попадали камешки и земляной сор. Они не понимали, почему он не ругает их, не берёт хворостину и не погонится за ними, как это делали все большие люди. Дети хотели, чтобы старик рассердился на них, ответил им злом и развеселил их. Но Юшка не трогал ребятишек и молчал. И тогда они старались сделать ему ещё больнее, толкали его и смеялись над ним.

- А как сам Юшка объясняет поведение детей?

На этот вопрос предлагаю ответить ученику, получившему ещё в начале урока индивидуальное задание по карточке.

Карточка №1

"Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно всё делать, что хочешь, а он им ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его".

Задание: Внимательно прочитай эти строки и подумайте над вопросами: Согласны ли вы с Юшкой? Какие чувства вызывает у вас эпизод истязания Юшки детьми?

После ответа ученика можно задать вопросы дискуссионного характера: "А что вы думаете по поводу услышанного?" Высказывания детей обязательно выводят на вопрос об отношении к Юшке взрослых.

- Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди? Чем объясняет автор их поведение?

Дети повторяют поступки старших, которых Юшка раздражает своей непохожестью на них. Злое горе или обиду с лютой яростью переносили они на беззащитного человека. Молчание Юшки превращалось в его вину, а его кротость приводила ещё к большему ожесточению. И даже Даша, жалевшая Юшку, говорила ему: "Лучше бы ты умер!".

Снова предлагаю детям вопросы дискуссионного характера:

       

- Прав ли Юшка, когда говорит Даше: "Меня, Даша, народ любит"?

- Как вы относитесь к словам Даши: "Сердце-то у них слепое, да глаза зрячие! Любят-то они тебя по сердцу, да бьют по расчёту"?

- Юшка на возражения Даши ответил: "Он меня без понятия любит. Сердце в людях бывает слепое".

Прошу ребят написать сочинение - миниатюру на тему "Сердце в людях бывает слепое", используя литературный или жизненный материал. Отрывки из творческих работ прочитываю впоследствии на уроках.

- Вы оказались единодушны в своём понимании "слепого сердца". Если подвести итог, то "слепое сердце" бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим. А как вы понимаете слово СОСТРАДАНИЕ?

Работаем над синонимами: сострадание, сочувствие, милосердие, сожаление, участие, жалость, соболезнование.

"Сострадание - жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека" (С. Ожегова).

- А почему люди в этом городе такие злые? Какой жизнью живут взрослые и дети?

Жизнь города Жизнь Юшки

Ребята должны прийти к выводу, что серое существование, однообразие жизни развивало в людях злобу, в этой серости взрослые учили детей жестокости.

- Мы понимаем, что Юшке живётся очень тяжело. Но есть всё же место, где он вольнее начинает дышать. Это место - природа.

Предлагаю ответить на вопросы индивидуального задания, полученные в начале урока, второму ученику.

Карточка №2.

Задание: Приготовьте выразительное чтение описания природы, подумайте над вопросами: Как этот отрывок помогает нам понять образ Юшки? Дополняет ли он то, что мы уже знаем об этом герое?

- Мы уже настолько привыкли к Юшке, уже стали лучше понимать его, как вдруг с ним произошло то, чего все так давно ждали, - Юшка осерчал. Случайно ли это слово? Платонов мог использовать любое близкое по значению слово - рассердился, разозлился, разгневался, вознегодовал, возмутился. Но он употребил именно слово осерчал. Как вы думаете, почему?

Ребята говорят о том, что трудно представить тихого, безответного, кроткого Юшку разгневанным или негодующим. Слово осерчал как нельзя лучше соответствует его образу.

- Что же произошло с Юшкой? Почему он осерчал, может быть, первый раз в жизни?

Предлагаю прочитать по ролям эпизод встречи Юшки с прохожим. Вместе делаем вывод: Юшка осознаёт ценность в этом мире ("Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен...").

- Читать строки, повествующие о последних минутах жизни Юшки, очень тяжело. Но почувствовать тяжесть происходящего ещё сильнее помогает иллюстрация художника к рассказу.

Предоставляю слово третьему ученику, выполнявшему индивидуальное задание.

Карточка №3.

Задание: Рассмотрите внимательно иллюстрацию художника к рассказу "Юшка" на странице учебника. Какой эпизод изображён на ней?

Прошу ребят высказать своё мнение.

- Произошло то, чего хотели люди, - Юшка осерчал и ушёл из жизни. Признали они его "своим", "похожим"? Раскаялись?

Проститься с Юшкой пришли все, кто знал его и мучил при жизни. Прощения попросили. Но похоронили - и забыли про него.

Вновь обращаюсь к высказываниям ребят: "У Юшки, без сомнения, было доброе и великое сердце, способное простить людей даже со слепым сердцем ... Такой человек способен изменить мир".

Вместо точки в конце предложения ставлю вопросительный знак.

- Способен изменить мир Юшка?

Не ожидая ответа, ставлю вопросительный знак вместо точки после темы урока, записанной на доске.

- Нужен ли Юшка всему свету? Что изменилось в жизни людей после его смерти?

Дети находят строки, где говорится о том, что без Юшки людям стало жить хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди них, потому что не было безответного Юшки.

Обращаю внимание на слово глумление - издевательство, надругательство.

- Так неужели весь смысл жизни Юшки сводится к тому, чтобы принимать "злобу и глумление" на себя?! Для чего живёт Юшка?

Ребята рассказывают о приёмной дочери, ради которой он не пил чай и не ел сахара, чтобы "она ела его". Юшкина добрая душа жила теперь в этой тихой, кроткой девушке.

- Не стало Юшки, но осталась новая жизнь. Юшка выполнил своё предназначение, и теперь мы ещё лучше понимаем его слова: "Я тоже всему свету нужен".

Значит, способен что-то изменить даже тихий, безответный, кроткий Юшка.

- Вы почувствовали авторское отношение к этому герою? Обвиняет ли он кого-либо в смерти Юшки? Осуждает ли людей за их жестокость?

- Платонов, несомненно, любит своего героя, жалеет его, но оставляет нам, читателям, право самим сделать выводы. Своей волей писатель мог бы многое изменить в сюжете рассказа. Но даже при этом трагическом финале Платонов сохраняет веру в победу человечности над бесчеловечностью. Он понимает, что свет души, прежде чем "разлиться сильным и ясным потоком", часто преодолевает множество преград. И в этом мы с вами убедимся, сопоставив различные по жанру произведения: реалистический рассказ "Юшка" и сказку-быль "Неизвестный цветок".

Предлагаю задание творческим группам:

- Выясните, есть ли что-либо общее между главными героями этих произведений.

В результате работы делаются следующие выводы:

Оба слабы и непохожи на других ("Юшка": "... он плохо видел глазами и в руках у него было мало силы" "Неизвестный цветок": "... цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами").

Оба жаждут жизни, держатся за неё изо всех сил ("Юшка": "Я тоже всему свету нужен", "-Лучше бы ты умер, Юшка, - говорила хозяйская дочь. - Зачем ты живёшь? - Юшка глядел на неё с удивлением. Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить". "Неизвестный цветок": "Он трудился день и ночь, чтобы пить и не умереть... Он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости").

Оба продолжают жить после смерти ("Юшка": "Девушка-врач навсегда осталась в нашем городе. Она стала работать в больнице для чахоточных.... И все её знают в городе, называя дочерью доброго Юшки ...". "Неизвестный цветок": "Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок - такой же точно, как тот старый, но только немного лучше его и прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и ещё сильнее отца, потому что жил он в камне").

3. Итоги уроков.

Жизнь - это самое дорогое, что есть на свете. Любая. И она была бы, наверно, не полна без ощущения утраты того света, любви, жажды жизни, которые несут в себе герои Платонова.

И слабый, больной Юшка, страдающий от людской жестокости, но убеждённый в необходимости жить, и неизвестный цветок из одноимённой сказки-были, как-то по-человечески упорно борющийся за своё существование, несут в себе великую силу любви к жизни. Они сильны в своём стремлении просто жить, и достойны самого глубокого уважения и искренней любви.

Мы сегодня много говорили о добре и милосердии. Какие мысли возникли у вас после этого разговора? Передайте свои впечатления, чувства в рисунке, в плакате, в музыке, стихотворении, в сочинении - эссе, просто в ассоциативных словах.

Учитель на фоне музыки читает стихотворение:

Хочется крикнуть людям:

"Будьте щедрей на ласку!"

Путь человека труден,

Мало похож на сказку.

Как скопидом монеты,

Ласку не прячьте, люди,

Пусть она добрым светом

Вечно светить вам будет.

Я ТОЖЕ ВСЕМУ СВЕТУ НУЖЕН ...

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков