“Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики”. – математика, прочее

Логическое мышление - это мышление по правилам. Оно лежит в основе многих видов задач

(математических, грамматических, химических, физических и др.).

Интеллект человека определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления.

Развитие логического мышления младших школьников

на уроках математики.

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учеников. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однако, как это делать, учитель не всегда знает. Нередко это приводит до того, что развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, потому большинство учеников, даже старшеклассников, не овладевает начальными приемами логического мышления (анализ, сравнение, синтез, абстрагирование и др.)

       

Роль математики в развитии логического мышления исключительно большая. Причина настолько исключительной роли математики в том, что это наиболее теоретическая наука из всех исследуемых в школе.

Как показывает опыт, в школьном возрасте одним из эффективных способов развития мышления есть решение школьниками нестандартных логических задач.

Кроме того, решение нестандартных логических задач способно привить интерес ребенка к изучению "классической" математики. В этом отношении очень характерный следующий пример. Наибольший математик современности, творец московской математической школы, академик Николай Николаевич Лузин, будучи гимназистом, получал по математике сплошные двойки. Учитель прямо сказал родителям Н. Н. Лузина, что их сын в математике безнадежен, что он туп и что вряд ли он сможет учиться в гимназии. Родители наняли репетитора, с помощью которого мальчик едва-едва перешел в следующий класс. Однако репетитор этот оказался человеком умным и проницательным. Он заметил невероятную вещь: мальчик не умел решать простые, примитивные задачи, но у него иногда вдруг выходили задачи нестандартные, намного более сложные и тяжелые. Он воспользовался этим и сумел заинтересовать математикой этого, казалось бы, бездарного мальчика. Благодаря такому творческому подходу педагога из мальчика впоследствии вышел ученый с мировым именем, который не только много сделал для математики, но и створивший наибольшую советскую математическую школу.

Значительное место вопросу учебы младших школьников логическим задачам уделял в своих работах самый известный отечественный педагог В. Сухомлинский. Суть его рассуждений сводится к изучению и анализу процесса решения детьми логических задач, при этом он опытным путем обнаруживал особенности мышления детей. О работе в этом направлении он так пишет в своей прекрасной книге "Сердце отдаю детям": "В окружающем мире - тысяче задач. Их придумал народ, они живут в народном творчестве как рассказы-загадки".

Сухомлинский наблюдал за ходом мышление детей, и наблюдения подтвердили, "что в первую очередь нужно научить детей охватывать мыслью ряд

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков