Развитие музыкальной памяти учащихся домбрового класса

«Музыкальная память (англ. music memory) — способность узнавать и воспроизводить музыкальный материал». Она включает в себя несколько видов — слуховую, двигательную, логическую, зрительную, и другие виды памяти. Как и все способности, она поддается значительному развитию. Педагог должен изучать свойства памяти ученика, создать благоприятные условия для ее развития, стремиться к тому, чтобы было возможно меньше срывов на экзаменах, так как они могут нанести травму и подорвать уверенность в себе. Очень важно систематически обращать внимание ученика на точное воспроизведение при игре на память текста и всех имеющихся в нотах указаний исполнительского характера. Необходимо бороться с приблизительным выучиванием произведения, когда упускаются многие детали. В результате этого вкрадываются неточности, от которых впоследствии очень трудно избавиться. Поэтому пока ученик не разберется, как следует в произведении, не научится грамотно его исполнять по нотам, не следует требовать игры на память.

Действительно важно, чтобы у музыканта были развиты, по крайней мере три вида памяти — слуховая, она является основой для успешной работы в любой области музыкального искусства, логическая — связанная с пониманием содержания произведения, и двигательная — очень важная именно для исполнителя — инструменталиста.

Работая в музыкальной школе, мы часто сталкиваемся с проблемой музыкальной памяти. Учащиеся плохо запоминают текст, ритмический рисунок, ключевые знаки, интонационный рисунок и. т.д.

Развивать музыкальную память, необходимо с самого первого занятия применяя репродуктивный метод, начиная с самого простого ритмического рисунка. Прохлопывая ритм, постепенно его, усложняя, ученик должен повторить его. В своём классе, на начальном этапе обучения нотной грамоте, расположению нот на грифе инструмента начинаю разучивание от ноты «ля» до ноты «ре». При этом повторяя несколько раз, предлагаю ученику определить на слух ту или иную ноту, повторить простую мелодию в пределах двух тактов, изменяя ритмический рисунок.

Это упражнение развивает зрительную память, ученик таким образом запоминает расположение нот на нотаносце и инструменте.

       

На следующем этапе работаем над разучиванием не сложных пьес, как правило, лёгкие пьесы учащиеся разучивают быстро, в течение урока. В конце урока проигрываю пройденный материал, пропустив несколько нот, изменив в каком либо такте ритмический рисунок, обращаясь к ученику: Что ты услышал? Какие изменения в мелодии? Все ли ноты пьесы были сыграны мной? Так на начальном этапе обучения мы работаем над развитием слуховой памяти.

С пропущенными звуками:

С изменённым ритмическим рисунком:

Не маловажную роль в разучивании музыкальных произведений играет логическая память. Начиная работу над произведениями с учащимися среднего и старшего звена. Разбираем произведение, анализируя его тональность, размер, мелодическую линию, динамические оттенки, штриховую культуру. При этом учащиеся должны знать об истории создания произведения, об эпохе в которой жил композитор, его стилистические особенности. Название произведения уже даёт ученику характер и динамику, которые он должен передать при исполнении слушателям. Выразительное исполнение, требует развития эмоциональной памяти — способности запоминать и воспроизводить чувства, для её развития я знакомлю ученика с образом произведения, рассказываю историю, побудившую композитора написать его. Например, к