Реактивное движение. Энергия. – физика, уроки

План №______

Класс 9

Тема: Реактивное движение. Энергия.

Тип урока: комбинированный

Цели: познакомиться с особенностями и характеристиками реактивного движения, историей его движения; ввести понятие энергии как величины сохранения в замкнутых системах тел.

Методы обучения: словесный, наглядный.

Виды самостоятельной работы: решение задач, работа с учебником

Материально-техническое оснащение: карточки, рис. 68-70, портреты.

Ход урока

I. Организационный этап: подготовка к уроку, запись д/з.

II. Повторение. Проверка домашнего задания: комментарии к решению домашних задач. Краткий опрос: - Всегда ли удобно пользоваться законами Ньютона для описания взаимодействия тел? - Что такое импульс? - Куда направлен вектор импульса?

- Сформулируйте закон сохранения импульса? - Кто открыл закон сохранения импульса?

       

- Как проявляется закон сохранения импульса при столкновении тел?

III. Изучение нового материала: Важнейшим применением закона сохранения импульса в технике является реактивное движение. Движение, которое возникает как результат отделения от тела какой-либо части, либо как результат присоединения к телу другой части, называется реактивным движением.

На данном принципе работают реактивные самолеты и ракеты. Сила тяги обеспечивается реактивной тягой струи раскаленных газов.

Каракатицы, осьминоги при движении в воде также используют реактивный принцип перемещения. Набирая в себя воду, они, выталкивая ее, приобретают скорость, направленную в сторону, противоположную направления выброса воды. Простейшим примером реактивного движения является подъем воздушного шарика при выдохе воздуха из него.

- За счет чего возникает такое движение? - Почему взлетает воздушный шарик? - Почему движется ракета?

Рис. 69, ракета состоит из корпуса, имеющую камеру сгорания, заполненную топливом. Газ, образующийся при сгорании топлива, мгновенно выбрасывается из ракеты и продукты сгорания приобретают импульс mv1, где v1 - скорость выбрасываемого газа: m - масса сгоревшего топлива. "ракета-газ" можно считать замкнутой. Применим закон сохранения импульса. V2 = mv1/ M - m. т. о., скорость ракеты тем больше, чем больше скорость истечения газов v1, и чем больше отношение m/M - m. выведенная формула справедлива только для случая мгновенного сгорания топлива. Такого быть не может, т. к. мгновенное сгорание - это взрыв. На практике масса топлива уменьшается постепенно, поэтому для точного расчета используют более сложные формулы.

Современные технологии производства ракетоносителей не могут позволить превысить скорости в 8-12 км/с. Для третьей космической скорости (16,4км/с) необходимо, чтобы масса топлива превосходила массу оболочки носителя почти в 55 раз, что на практике реализовать невозможно. Следовательно, нужно искать другие способы построения ракетоносителей. Возможно, и другие виды силовых двигателей.

В физике рассматривается еще одна величина, которая сохраняется в замкнутых системах тел.

IV. Закрепление: - Какое движение называется реактивным? - на каком законе основано реактивное движение? - От чего зависит скорость ракеты? Решение задач. упр.18

V. Домашнее задание: п. 21-22, упр.19.

VI. Итоги урока:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков