Решение генетических задач на моногибридное скрещивание (биология 10 класс)

На этом видеоуроке к изучению предлагается тема «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание». В ходе занятия вы продолжите разговор о закономерностях наследования и моногибридном скрещивании. Учитель предложит решить несколько генетических задач, посвященных моногибридному скрещиванию.

БИОЛОГИЯ 10 КЛАСС

Тема: Основы генетики

Урок: Решение генетических задач на моногибридное скрещивание

Степанова Анна Юрьевна

к. б.н., доц. МГУИЭ

Москва

2012

Здравствуйте, тема нашего сегодняшнего урока — «Решение задач на моногибридное скрещивание». Сегодня мы продолжаем наш разговор о закономерностях наследования, о моногибридном скрещивании и научимся решать задача как раз на моногибридное скрещивание.

Давайте еще раз повторим те термины, которые мы сегодня будем использовать. Аллель — это одна из двух или более альтернативных форм или состояний гена, определяющих альтернативные признаки. Гомозиготный организмы — организмы, которые содержат два одинаковых аллельных гена на гомологичных хромосомах. Гетерозиготные организмы — организмы, которые содержат два разных аллельных гена на гомологичных хромосомах. Доминантный ген — это один из пары аллельных генов, который в гетерозиготном состоянии подавляет проявление другого (рецессивного гена). Доминирование — это подавление у гибридных организмов одних признаков другими. При решении задач мы будем использовать следующие генетические символы:

Условные обозначения

Символ Венеры

женская особь

Символ Марса

мужская особь

X

скрещивание

P

родительское поколение

F1

первое поколение

F2

второе поколение

ABC

доминантные гены

abc

рецессивные гены

G

гаметы

Для решения генетических задач важно правильно записать условие задачи и схему скрещивания с использованием указанной символики. Важно твердо помнить, что при образовании гамет в каждую гамету из одной пары аллельных генов попадает только один аллель. При этом гомозиготные организмы образуют один тип гамет, а гетерозиготные организмы — разные типы гамет. Для примера разберем следующую задачу: у мышей, коричневая окраска шерсти доминирует над серой окраской шерсти. При скрещивании чистой линии мышей с коричневой окраской с чистой линией мышей с серой окраской были получены мыши с коричневой окраской шерсти. Каковы генотипы потомства?

Давайте вспомним, что чистые линии предполагают гомозиготность по какому-либо признаку (в данном случае — окраска шерсти). Посмотрим, как записывается скрещивание:

P ♀ AA x ♂ aa

G А a

F1 Aa

Поскольку ген A доминантен, все потомки будут иметь коричневую шерсть.

Первый закон Менделя: при скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся друг от друга по одному признаку, все потомки перового поколения (F1) будут иметь признак одного из родителей, то есть все поколение гибридов будет единообразно по данному признаку. Давайте усложним задачу и скрестим между собой гетерозиготных бурых мышей из поколения F1:

       

F1 ♀ Aa x ♂ Aa

G А и a А и a

F2:

AA — коричневые,

Aa — коричневые,

Aa — коричневые,

aa — серые.

Таким образом, во втором поколении мы получаем расщепление по окраске шерсти 3 к 1.

У пшеницы ген карликового роста доминирует над геном нормального роста. Определите, какое потомство будет от:

1​ скрещивания гомозиготной карликовой пшеницы с нормальной пшеницей,

2​ двух гетерозиготных карликовых растений пшеницы.

Эта задача решается по тому же принципу, что и предыдущая.

1​ P ♀ AA x ♂ aa

G А a

F1 Aa

2​ F1 ♀ Aa x ♂ Aa

G А и a А и a

F2:

AA — карликовые,

Aa — карликовые,

Aa — карликовые,

aa — высокие.

У томатов красная окраска плодов доминирует над желтой окраской. При скрещивании красных томатов между собой в потомстве было получено 9114 томатов с красными плодами и 3021 растений с желтыми плодами. Каковы генотипы родителей и каковы генотипы потомства?

Давайте рассуждать: астения с красными плодами могут иметь генотип либо AA, либо Aa. Если бы оба растения имели генотип AA, то есть были бы гомозиготными по доминантному признаку, в этом случае не возникало бы расщепления. Если бы у одного из родителей был генотип Aa, то при взаимодействии с доминантным геном другой гаметы, опять таки никакого расщепления не наблюдалось бы. А у нас получается, что происходит расщепление в первом поколении примерно 3 к 1. Это свидетельствует о том, что обе родительские формы гетерозиготны и имеют генотип Aa.

F1 ♀ Aa x ♂ Aa

G А и a А и a

F2:

AA — красные,

Aa — красные,

Aa — красные,

aa — желтые.

В заключение хотелось бы сказать, что менделевские законы наследования в некоторых случаях прослеживаются и у человека для таких признаков, как цвет глаз, цвет волос, а также для некоторых наследственных заболеваний. Одним из таких примеров является наследование глаз у человека. Исследования показали, что голубые глаза — рецессивный признак, а темные — доминантный. В браках с голубоглазыми родителями будут рождаться только голубоглазые дети.

У темноглазых родителей также рождаются темноглазые дети, однако, если такие родители гомозиготны, дети могут иметь как темный цвет глаз, так и голубой. Таким образом, сегодня мы рассмотрели некоторые задачи на моногибридное скрещивание. На этом наш урок закончен! До свидания!

Болезнь Тея-Сакса — наличие красного пятна, расположенного на сетчатке напротив зрачка. Это пятно можно увидеть с помощью офтальмоскопа. Дети с этой болезнью редко доживают до 4 лет. Заболевание возникает в том случае, если оба родителя гетерозиготны и несут в рецессиве ген, приводящий к данному заболеванию. Встречается нечасто, однако эффективных способов борьбы с данным заболеванием нет.

Наследование альбинизма. Анализ семейных родословных показал, что альбинизм является рецессивной особенностью. Альбинизм — врожденное отсутствие пигментов кожи, волос, радужной и пигментной оболочек глаза. Брак альбиноса с нормальной особью, как правило, приводит к рождению нормальных детей, поскольку большинство людей гомозиготны по аллелю A. У представителей негроидной расы вероятность появления на свет альбиносов 50/50. В семье, где родители гомозиготны по гену альбинизма, все дети без исключения будут альбиносами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков