Решение задач по физике (механика)

Цель урока: продолжить формирование умения рассчитывать механическую работу, мощность, КПД простых механизмов, применять законы сохранения при решении качественных и вычислительных задач.

Ход урока

Проверка домашнего задания методом решения качественных задач

1. Человек толкнул вагонетку. Она пришла в движение по горизонтальному пути. Совершил ли человек работу? ( Да)

2. Когда расходуется меньше энергии при запуске искусственного спутника Земли : вдоль меридиана или вдоль экватора в сторону вращения Земли? ( При запуске вдоль экватора в сторону вращения Земли, так как скорость суточного вращения Земли складывается со скоростью, сообщенной спутнику двигателем ракеты.)

3. На первом и пятом этаже сожгли по 1м3 газа, Потенциальная энергия газа на 5 этаже больше, чем на первом. Будет ли энергия, полученная от сжигания газа на 5 этаже, больше по сравнению с той, которую получили при сжигании газа на первом этаже? (Энергия от сжигания газа будет одинаковая)

4. Два яблока висят неподалеку друг от друга, но под одним из них яма глубиной 0,5 м. Массы яблок одинаковы и равны 0, 1кг. Сравните потенциальные энергии взаимодействия с Землей для каждого яблока.

(Решаем устно. Считаем, что g=10м/c². Ep1= 3 Дж; Ep2 = 4 Дж

Решение вычислительных задач

Задача. Подъемный кран поднимает груз массой 5 т на высоту 1,5 м. За какое время поднимается груз, если мощность двигателя крана 10 кВт и КПД равен 80%?

η= Ап/ Аз·100%; Ап= m g h; A3= N t; η= m g h·100%/Nt; t = m g h·100% / N·η; t = 5·10³·9.8·15/ 104·0.8 = 94(c)

Задача. Найдите КПД наклонной плоскости длиной 1м и высотой 60 см, если коэффициент трения при движении по ней равен 0,1.

       

l η= Aп/Аз·100%; Ап= m g h; A3= Fm· l

N Y Запишем уравнение движения тела при условии, что тело движется равномерно и

X Ft прямолинейно, т. е. а=0. F̄m+ mḡ+ F̄np+N̄ = 0. Спроектируем на оси координат:

На ось Ох: Fm - mg sinα – Ftp = 0; на ось Оy Т – mg cosα = 0; N = mg cosα/

Подставим значение N в выражение Ftp= μ N и получим: Ftp= μ m g cosα. Тогда Fm= mg sinα+ μmg cosα = = mg(sinα + μcosα ). A3= Fm= mg (sinα + μcosα)·l; η = mgh / mg(sinα+μcosα) ·l = h / (sinα + μcosα)·l

Найдем значение sinα = h/l; и cosα = √l²-h²/ l; Тогда η = 0,6·100%/ (0,6+0,1√1² -0,6² )·1 = 88%

Задача. С какой скоростью двигался поезд массой 1500 т, если под действием силы сопротивления 150 кН он прошел с момента начала торможения до остановки путь 500 м?

Решение: Атр= mV²/2 – mV₀²/2; так как V=0, то Aтр = mV₀²/2; значит Aтр= – FтрS; тогда mV02/2 = FтрS

Отсюда V₀= √2 Fтр S/ m Вычисляем: V₀²= 2·150·10³·500/ 1500·10³; V₀= 10 м/с

Подводим итоги урока.

Домашнее задание: §52,53, №377 (Р)

1 star2 stars3 stars4 stars5 stars
reshenie-zadach-po-fizike-mexanika/