Родительское собрание на тему “Игра в жизни ребёнка” – психологу, мероприятия

Вологодская обл.

г. Череповец

МБДОУ "Детский сад № 26"

М. Ю. Коннова, педагог-психолог

Собрание с родителями Тема: "Что наша жизнь? Игра..."

ЦЕЛЬ:

показать родителям значимость игры для развития ребенка.

ЗАДАЧИ:

научить управлять ребенком с помощью игры,

обозначить критерии выбора игрушки для полноценного эмоционального развития ребенка.

УЧАСТНИКИ:

педагог-психолог, воспитатель, родители.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1.Провести предварительное исследование игровых интересов детей с помощью анкеты, предложенной родителям.

-Любит ли ваш ребенок играть?

-В какие игры играете Вы с детьми дома?

-Любимая игра ребенка-это…

-Какие игрушки Вы покупаете малышу?

-Чем вы руководствуетесь при выборе игрушки?

-Какие герои мультфильмов являются любимыми игровыми персонажами вашего ребенка?

2.Подбор музыки

3.Оформление выставки игрушек ( от традиционных до современных)

ОФОРМЛЕНИЕ, ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:

бумага для записей, ручки

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ:

1. ЭПИГРАФ

(На фоне спокойной классической музыки звучит текст):

Вот как мог выглядеть званый вечер в одном из дворцов Франции, Германии, Италии и даже России лет 300 назад. Горят сотни свечей. В центре зала на большом помосте стоит клавесин, возле которого на стуле в ожидании публики сидит модно одетая девочка. По знаку хозяина она встает, кланяется гостям, ожидая аплодисментов. Играет она превосходно. Правда ее строгое неподвижное лицо и скованная фигура плохо гармонирует с прекрасной музыкой. Окончив игру, она встает, кланяется, ожидая аплодисментов. И вдруг замирает. Гул изумления прокатился по залу. Гости поняли, что "артистка" - всего лишь кукла. Хозяин доволен своей выдумкой…

2.ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПСИХОЛОГА:

" Игрушка…Что она значит в нашей жизни? Каково ее истинное предназначение? Что это? Средство для развлечения или культурное орудие, передающее состояние современной культуры, суть человеческих отношений и сложное мироустройство?

Игра и игрушка - специфическое средство массой информации. Поскольку в них зафиксированы основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства его воспитания. СМИ построены на принципах игры (чем не игрушки современные газеты с кроссвордами, головоломками). А сколько игр на телевидении?! Игрушка - тот же носитель информации для ребенка, что газеты для взрослого.

Зачем же нужна игра?

Игра - это школа произвольного поведения (Д. Эльконин).

Попробуйте заставить ребенка стоять смирно - он не простоит и 2-х минут. Но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута.

(Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три - замри! Ведь замирают и стоят самые непослушные дети.)

Игра - школа морали в действии (А. Леонтьев).

Можно сколько угодно объяснять ребенку "что такое хорошо и что такое плохо", но лишь сказка и игра способны через эмоциональные переживания, через постановку себя на место другого научить действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями.

Игрушка всегда выполняла кроме прочих и психотерапевтическую функцию - помогала ребенку овладеть собственными желаниями, страхами. Страх темноты можно преодолеть с помощью деревянного меча - орудия его преодоления. Какая-нибудь коряга, камушек, ракушка, гвоздик -наделяются особыми свойствами, смыслами. Мы часто обнаруживаем подобный мусор, пытаясь навести порядок в детском уголке, кармане. И всякий раз сталкиваемся с просьбой "не выбрасывать". В какие же игры и игрушки играют наши дети?

3.АНАЛИЗ АНКЕТ

Психолог: "Помните: игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения. Таковы ли современные игрушки?".

Дискуссия о пользе и вреде старых и современных игрушек.

Родителям предлагаются различные игрушки ( матрешка, кукла Барби, набор животных, Телепузик, пирамидка, конструктор и др.)

Нужно разделить лист бумаги пополам и рассмотреть "плюсы" и "минусы"

любой игрушки по выбору. Затем коллегиально выяснить полезность, бесполезность или вред данной игрушки.

       

4. "КАК ОЦЕНИТЬ КАЧЕСТВО ИГРУШКИ?"

Психолог:

"У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры. Нормальное становление внутреннего мира ребенка его развитие не мыслимы без игры, а, следовательно, без игрушки. Подбор игрушки дело серьезное и ответственное. Как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются стихийно или в силу поверхностных обстоятельств ( привлекательность, величина, стоимость, желание угодить ребенку). Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую полезность, взрослые либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все, что угодно.

Отсутствие ценностных ориентиров на рынке игрушек приводит к бессмысленным закупкам однотипных игрушек, как правило, бесполезных.

Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве игры, а следовательно, и на эффективности развития ребенка.

Родителям предлагается совместно с психологом разработать критерии выбора игрушки. Например:

Соответствие интересам самого ребенка - интересы взрослого и ребенка зачастую не совпадают: взрослых привлекает внешняя красота, богатство, сложность деталей или описанное развивающее значение, у детей другие приоритеты - похожа на любимого сказочного героя, такая же есть у друга.

Возможность что-либо с ней делать - главное достоинство игрушки (разбирать, передвигать, извлекать звуки).

Разнообразие форм активности ребенка (чем игрушка более завершена, тем меньше простора для творчества (максимальны для преобразований мячи, кубики, пирамидки).

Игровые действия должны быть самостоятельными (игрушки-загадки, которые сами подсказывают способ действия (матрешки, пирамидки).

Эстетический аспект (игрушка должна вызывать гуманные чувства, недопустимо в игрушке наличие качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессию).

5. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ "Выбери игрушки"

Родители делятся на три команды, каждой из которых предлагается выбрать на предложенной выставке игрушек те, которые способствуют:

социально-эмоциональному развитию ( напр. животные, куклы, посуда, набор "Доктор", набор "Парикмахерская" и др.)

интеллектуальному развитию (кубики, конструктор, пазлы, мозаика, лото, домино и пр).

физическому развитию (мячи, обручи, кегли, скакалки и др).

"Конечно, взрослому легче указать как нужно себя вести ребенку: усадить, запретить, сказать, чтоб не мешал. Но для ребенка такие усилия родителей нередко становится источником беспокойства, вызывают тревогу. Чтобы получить поддержку взрослого, ребенок может прикинуться глупым, беспомощным, слабым, скучающим, медлительным. В игре же и игровых отношениях он учится поддерживать себя сам. Ведь в своей игре ребенок всегда успешен. Поэтому через игровую роль он благополучнее переживает моменты преодоления трудностей. Этим и уникальна игровая деятельность как воспитательное средство. Вот почему сегодняшнему родителю, живущему в условиях стрессогенности современной жизни, ради сохранения добрых отношений с детьми столь полезно развивать собственную игровую находчивость и изобретательность, обогащать свое родительское поведение навыками игрового, а не только директивного общения.

Какие способы общения с ребенком предпочитают взрослые в типичных повседневных ситуациях?

6. ЭКСПРЕСС-ОПРОС РОДИТЕЛЕЙ

Вы намериваетесь войти в дверь подъезда, но у в хода вам перегораживает путь малыш с игрушечным автоматом в руках, Вы:

А) заходите в подъезд не отвлекаясь на малыша,

В) говорите ребенку, чтобы он выбрал более удачное место,

С) отвечаете ему, приняв игровую ситуацию.

В зимний день на прогулке вы увидели множество построек из снега, вашему ребенку не терпится поиграть с ними, Вы:

А) наблюдаете за ребенком, пока он наиграется,

В) играете вместе с ребенком, придумав сюжет,

С) определяете ребенку время для игр и пролистываете свежий номер журнала.

Ваш ребенок бегает по квартире с пронзительными криками, Вы:

А) останавливаете ребенка словами "Отдохни от беготни, а то вспотеешь",

В) спрашиваете, что-то вроде того: во что ты играешь и не пора ли самолетику заправиться,

С) усаживаете ребенка на диван, предлагая почитать книгу.

(варианты директивные и с опорой на игру)

7. УПРАЖНЕНИЕ "Внештатная ситуация"

Каждой группе родителей предлагается ответить на вопрос, обыграв сложившуюся ситуацию (Вы приготовили обед и зовете ребенка к столу, а он в этот момент разыгрался. Что делать? ) и т. п. по выбору.

8. МИНУТА БЛАГОДАРНОСТИ. Воспитатель благодарит родителей за успехи в воспитании детей, отмечает тех из них, кто принимал активное участие в ходе занятия, делился на нем опытом семейного воспитания.

9.ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ.

Обобщение результатов (родители, ранее разделенные на группы на основе анализа мнений каждого члена микрогруппы, заполняют на отдельном листе графу "Вывод", где высказывают свою точку зрения о прошедшем занятии).

Список литературы

1.Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. "Искусство общения с ребенком".М;-2004.

2.Смирнова Е. О. "Психология ребенка".М.; 1997.

3.Кряжева Н. Л. "Развитие эмоционального мира детей".Ярославль.1997.

4.Яковлева Н. Г. "Психологическая помощь дошкольнику".М.; 2002.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков