Счастье быть увиденным учителем

Химия — наука экспериментальная, содержащая мощный развивающий потенциал : способствующая развитию общеучебных и исследовательских у томений, способов самоконтроля, творческих способностей и творческого мышления, интеллектуальных способностей, классификационных умений, научного стиля мышления. В то же время, в современном обществе, насыщенном эмоциональной, легкодоступной информацией, химия может оказаться трудным и нелюбимым предметом. Сложность заключается в рациональном стиле предмета, а также в том, что изучается то, чего нельзя увидеть и трудно представить. Очень важна Наглядность, важно то, как сможет учитель организовать работу учеников с моделями разного вида (шаростержневыми, экспериментальными, формульными), важно и использование ассоциаций. Наглядность не должна быть «мёртвой», необходимо, чтобы были задействованы все каналы восприятия, необходима деятельность самих учеников. Только так учебная информация может перейти в устойчивый внутренний образ, собственный для каждого. Учителю необходимо информацию озвучить, показать, дать поработать с объектами и, наконец, создать творческую проблемную ситуацию для выполнения задания различными способами. Но учитель химии совсем не волшебник, очень важен вопрос — Где взять время, которого всегда не хватает, чтобы каждый взял максимум информации?

Сознание каждого человека можно представить в виде дома, в котором три окна — одно прозрачное, другое затемнённое, а третье решётчатое. Нам удобнее смотреть на мир через прозрачное окно. Оно у каждого своё, у одного — визуальное, у другого — аудиальное, у кого-то — кинестетическое. А кто - то легко воспринимает информацию в виде формул (так называемые дигиталы). Я думаю, где-то здесь лежит сундучок с добавочным (или потерянным) временем. Если помнить и учитывать, что среди наших подопечных — большая часть правополушарные дети (информация по данным многочисленных нейропсихологических исследований), не склонные к абстракции, для которых неудобны Алгоритмы И, что очень важно, большую часть информации усваивающие прямо во время урока, а не при выполнении домашнего задания, то изменится и содержание, и форма заданий на дом, будет пересмотрена необходимость алгоритмического подхода к решению задач. И что так же интересно — для них (правополушарных) удобно изучение материала от общего. Конкретного — к частному, в нашем случае — от изучения конкретных веществ. Классов веществ с их свойствами — к строению на уровне атома!

Представьте ситуацию, что один человек долго пытается что-то объяснить другому и не знает, что общается с глухим... Или другой пример — в виде картинки из Ералаша — после многочасового мучительного объяснения наконец звучит фраза: «ААА! Так бы и сказали!» А сколько времени при этом потрачено.

       

Могу сказать одно — каждый класс своеобразен, не может быть совершенных учебников, конспектов и заданий, не всем нужны и полезны алгоритмы. Нет у меня и кратких однозначных ответов на все прозвучавшие проблемы и вопросы. Необходимость применения тех или иных приёмов рождается, исходя из конкретных ситуаций. Главное, чтобы в арсенале учителя были различные технологии и стра