Семейный консультант спешит на помощь!

Народная мудрость гласит, что единственная ценность жизни — это семья. Как только погибнет семья, погибнет и мир. Семья занимает одно из центральных мест в жизни человека, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения.

Государственная политика Республики Казахстан по укреплению взаимодействия семьи и школы, повышению их роли в воспитании детей направлена на обеспечение образовательной, социальной и культурной преемственности поколений, стабильного и устойчивого развития общества.

Одним из приоритетных направлений деятельности школ, безусловно, является реализация семейной политики Республики Казахстан, укрепление института семьи, поскольку семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка.

Работа учителя с родителями часто ограничивается эпизодическими встречами на родительских собраниях, в частных беседах и, как правило, ограничивается либо возникающими проблемами с учебой ребенка или его поведением в школе. Благодаря курсам повышения квалификации педагогических кадров по программе «Счастливая семья», проводимых Институтом семейного воспитания в г. Астана у классных руководителей появился КЛАССНЫЙ ПОМОЩНИК — специалист по семейному воспитанию.

Семейная психология — это раздел современной психологии, изучающий развитие человека в семейном окружении, психологические особенности внутрисемейных взаимоотношений, психологические механизмы адаптации семьи в социуме. Семейная психология основывается на данных исследований в социологии семьи, семейной психотерапии, психологического консультирования, психопрофилактической и социальной работе с семьями.

Данные, которыми располагает психология семьи, являются основанием для формирования различного рода социальных и психологических программ, направленных на помощь семье. Они также служат источником разработки научных принципов подготовки специалистов, работающих с семьей, коррекции внутрисемейных взаимоотношений.

       

В России сравнительно недавно начали создаваться в университетах кафедры «Семейного воспитания» занимающиеся вопросами семьи и созданием программ, направленных на помощь семье. Специалисты, работающие в данной области, имеют значительные успехи.

В Казахстане подготовкой специалистов по вопросам семейных взаимоотношений занимается Институт Семейного Воспитания. В течении 4-х сессий с достаточно интенсивным расписанием слушатели института имеют возможность пообщаться с мировыми светилами, ведущими специалистами в области семейного воспитания из Московского Государственного Университета имени М. В. Ломоносова, НОУ ВПО Академии социально-экономического развития г. Москва, Казахстанского НИИ Психологии, РГМУ и Института психотерапии и клинической психологии, получить у них консультацию по наболевшим вопросам в области воспитания молодого поколения, расширить свой багаж знаний, а главное, на практике отработать новые техники и технологии, прежде чем внедрять их в свою профессиональную деятельность.

Взаимодействие классного руководителя с психологом позволяет более эффективно решать задачи, связанные с повышением психолого-педагогической компетентности родителей. В ходе родительских собраний психолог может познакомить родителей с возрастными особенностями различных периодов развития, обратить их внимание на неэффективные способы воспитания в семье и пути их изменения, показать приемы формирования познавательных характеристик у детей и решить множество других педагогических задач. Психолог также владеет приемами работы с группой, которые он может использовать для разнообразия форм проведения родительских собраний. Классный руководитель при участии психолога может реализовать новые формы работы с родителями: родительские клубы, гостиные, лектории и т. п.

Большую поддержку психолог может оказать классному руководителю в работе с родителями трудных учащихся или учеников, переживающих трудные жизненные ситуации. В ходе индивидуального консультирования психолог помогает родителю осмыслить трудности, возникающие во взаимодействии с ребенком, увидеть, что сам родитель делает для усугубления или разрешения проблем ребенка, найти новые способы общения с сыном или дочерью. В отличие от беседы с классным руководителем, индивидуальная работа родителя с психологом больше направлена на рефлексию, анализ общения с ребенком, осмысление эффективных и неэффективных стра