Семинар «Тестовый контроль на уроках истории»

Реформа образования коснулась не только учебных программ, содержания образования, но и форм контроля.

Но если о тестах в той или иной мере осведомлены все педагоги, то знания в области научных основ педагогических измерений распространены у нас недостаточно. Главная причина кроется в том, что это сравнительно новая область педагогической науки, получившая признание только к середине ХХ века, весьма скептически оценивалась в советский период.

Чем же интересны для нас сегодня педагогические тесты и технологии тестирования?

Дело в том, что тесты представляют собой особую совокупность заданий, которые позволяют дать объективную, сопоставимую и даже количественную оценку качества подготовки обучаемого в заданной образовательной области. В свою очередь, объективность и измеримость качества образования открывают широчайшие возможности для управления учебным процессом — от корректировки содержания образовательных стандартов и программ до совершенствования методов преподавания.

Особенно важно, что использование методов тестирования позволяет еще в раннем возрасте выявить одаренных детей и подростков и организовать с ними индивидуальную работу.

       

Разумеется, тестирование не заменяет и не отменяет традиционных форм педагогического контроля, основанных на непосредственном общении учителя с учеником. Такой контроль выполняет важные обучающие функции, он вооружает педагогов информацией об уровне знаний их питомцев, о пробелах в их подготовке и даже об эмоционально-психологическом состоянии класса.

Как и все технологии, основанные на достижениях науки, тестирование требует серьезной подготовки со стороны тех, кто намерен всерьез заняться созданием и использованием педагогических тестов. Прежде всего, необходимо овладение строгими правилами и математическим аппаратом, применяемыми в области педагогических измерений. Никаких обходных путей тестирование не признает: неряшливо разработанные, не прошедшие апробации тесты способны давать лишь ошибочные результаты, поэтому их использование станет шагом назад, а не вперед.

Рассмотрим основные виды педагогического контроля, где могут быть применимы тесты.