Северо-западный экономический район – география, презентации

Урок географии России. 9 класс

Урок географии России. Хозяйство.

9 класс

Тема урока: "Северо-Западный экономический район"

Урок проводится в общеобразовательном классе.

На тему отводится 1 учебный час.

Тип урока - повторение и обобщение знаний, формирование и закрепление умений и навыков составлять характеристику района, читать, сопостав¬лять и анализировать тематические карты с применением дифференцированного подхода.

Форма урока - проблемно-диалоговый с использованием АРТ-педагогики. Урок сопровождается презентацией Power Point. В заключении урока проводится тест, подводится итог работы, выставляются оценки.

Основное содержание урока:

1. Состав, экономико-географическое положение.

2. Особенности природных условий и оценка природных ресурсов.

3. Характеристика субъектов федерации: Ленинградской, Новгородской, Псковской областей.

4. Выявление экономических и экологических проблем и перспективы развития экономического района.

Цель урока: изучить характеристику хозяйства и населения экономического района.

Задачи урока:

Образовательная - изучение состава и географического положения района. Чтение тематических карт и установ¬ление взаимосвязей природно-территориальных комплексов Северо-Запада, использование раз¬личных источников географической информации, нахождение путей решения проблем и перспективы развития экономического района.

Развивающая - установить взаимосвязь между хозяйственной деятельностью и экономическими проблемами региона.

Воспитательная - знание культурно-исторических особенностей экономического района, Псковской области.

Меж

Составить туристический маршрут "Серебряное кольцо Северо-Запада".

Ход урока:

Тема урока: Северо-Западный экономический район.

Запись темы в тетрадь.

Слайд 1.

Состав, экономико-географическое положение.

Называют состав и черты экономико-географического положения.

Слайд 2.

Цель урока: изучить характеристику хозяйства и населения экономического района.

Определяют задачи урока.

Называют черты экономико-географического положения.

Слайд 3.

Практическая работа.

1. Подписать на контурной карте состав, государства и субъекты России, граничащие с Северо-Западным районом.

2. Обозначьте (значками) природные ресурсы, внутренние воды района Северо-Западного района.

Работа в контурной карте.

Практическая работа.

Слайд 4.

Особенности природных условий и оценка природных ресурсов.

Работа с атласом, контурной картой.

Ленинградская область,

общая характеристика.

Слайд 5.

Презентация "Ленинградская область".

Сообщения учащихся.

Выводы в тетради.

Слайд 6-13.

Новгородская область,

общая характеристика.

       

Слайд 14.

Презентация "Новгородская область". Сообщения учащихся.

Выводы в тетради.

Слайд 15-20.

Псковская область,

общая характеристика.

Слайд 21.

Презентация "Псковская область".

Сообщения учащихся.

Выводы в тетради.

Слайд 22-28.

Обсуждение экономических и экологи-ческих проблем Северо-Западного экономического района.

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ:

1. Истощение минеральных ресурсов;

2. Сведение лесов, сокращение численности и видового разнообразия животных (норка, ондатра, бобр, куница, лисица, лось, глухарь);

3. Сокращение рыбных запасов (сиг, щука, судак, сом, атлантический лосось - Ленинградская область);

4. Высокий и средний уровень освоенности рекреационных ресурсов (лечебно-грязевых), туристские и религиозные паломнические маршруты по древнерусским православным городам и монастырям - Псков, Новгород, научный туризм - Санкт-Петербург.

СОЦИАЛЬНЫЕ:

1. Смертность выше среднероссийского уровня;

2. Повышенная смертность мужчин трудоспособного возраста (55-58 лет);

3. Низкий уровень продолжительности жизни населения в целом по европейской части России - у женщин 63-70 лет;

4. Преобладание женского населения над мужским;

5. Старение населения;

6. Самый низкий естественный прирост населения: 10-15 человек на 1000 жителей.

Общий вывод урока.

Ответы учащихся:

Заповедники международного (биосферные) и федерального значения: Полистовский, Рдейский (Новгор. о.);

Заказники федерального значения: Ремдовский (Псковско-Чудское оз.);

Национальные парки: Себежский, Валдайский (Новгор. о.).

В силу ряда причин (разрушения Великой отечественной войны, удаленность от крупных экономических центров и др.) область во второй половине 20 века испытала (и продолжает испытывать) интенсивную депопуляцию, связанную с оттоком молодежи и, как результат, старением и естественной убылью населения. Если по переписи 1926 года в нынешних границах области жили 1678 тыс. человек, то к 1990 году население сократилось до 844 тыс., а к началу 2008 — до 705 тыс. При этом по темпам убыли населения Псковскую область превосходят только некоторые регионы крайнего Севера, откуда продолжается массовый выезд населения. В 1990-е годы Псковскую область неофициально называли "столица российской депопуляции", ее демографические показатели (прежде всего, половозрастная структура населения с большой долей старших возрастов) использовались в учебной литературе для иллюстрации соответствующих процессов.

Слайд 29-31.

Тестовые задания.

Итоговый тест

Тест с проверкой

Тест-лабиринт (можно распечатать).

Выполнение тестов.

Слайд 32.

Домашнее задание:

Учебник - §36, вопросы.

Разработать пути решения проблем и экономического развития района.

Составить картосхему "Бальнеологичские курорты Северо-Запада".

Составить туристический маршрут

" Серебряное кольцо Северо-Запада".

Основное задание; дифференцированное задание.

Слайд 33.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков