Создание здорового психологического климата в коллективе – психологу, тесты

Вологодская область

г. Череповец

МБДОУ "Детский сад № 26"

М. Ю.Коннова, педагог-психолог

Тема "Создание здорового психологического климата в коллективе"

Создание положительного психологического климата в педагогическом коллективе — одна из важных задач в работе педагога-психолога. Практика свидетельствует, что гораздо легче закладывать нормы деловых и личных отношений в новом, только начинающем складываться коллективе, чем что-то изменить в отношениях людей, много лет проработавших вместе. И здесь на помощь приходит знание психологии, умение понять человека, сопереживать ему, т. е. в коллективе складывается психологическая культура отношений. Психологическая культура как бы продолжает линию физической культуры, здоровья человека. И если физическая культура способствует развитию и сохранению физического здоровья, то психологическая культура способствует развитию потенциалов личности: интеллекта, характера, общей культуры поведения.

Познание самого себя, как и других людей, во всем многообразии, неповто­римости является основой психологической культуры. Заблуждение большинства людей в том, что каждый считает окружающих похожими на себя. Давая оценки другим, мы часто исходим из своего понимания человека, его характера, мышления, поведения. И тех, кто от нас отличается, мы считаем хорошими или плохими людьми. Такая стихийность оценок - признак низкой психологической культуры. Все это затрудняет взаимоотношения с коллегами, вызывает конфликты, отрицательные эмоции. Значит, нужно учиться разбираться в своих отношениях с педаго­гами, понимать, что окружающие - не меньшая, а может быть и большая цен­ность, чем ты сам.

Расширение знаний о себе и других людях, умение установить оптимальные отношения, навыки личностного и делового общения - вот путь, который предла­гает современная психологическая наука. В совместной профессиональной деятель­ности чрезвычайно важна сработанность участников, когда дело спорится, когда понимают друг друга с полуслова. А в педагогическом коллективе это условие яв­ляется главным, т. к только коллектив единомышленников может успешно решать задачи по воспитанию детей.

Чтобы сформировать такой коллектив единомышленников мы ставим задачу создания положительного психологического климата. Работа эта началась с изучения информации о кадровом составе (образование, стаж, опыт работы). образование стаж опыт работы

Это позволяет сделать вывод, что образовательный и профессиональный уровень работников достаточно высокий. Но это не всегда помогает работе, а на­оборот, иногда приводит к конфликтам, т. к. в профессиональных спорах каждый считает свою точку зрения неоспоримой, приоритетной.

Следующим этапом работы было определение взаимоотношений в микрооллективах - 11 специализированных группах.

При помощи социометрии (методики, предложенной американским психоло­гом Дж. Морэно) постарались определить, кто с кем хотел бы работать в группе. Техника проведения исследования проста; работникам раздаются листы бумага, каждый пишет в верхнем углу свою фамилию, а ниже ставит цифры 1, 2, 3. Затем читаются вопросы типа: "С кем бы ты хотел поехать в отпуск?", "К кому бы обра­тился за помощью в написании конспекта занятии". Единственное условие, что­бы это были люди из своего коллектива. Дальше все ответы систематизируются и делается вывод, учтена ли психологическая совместимость педагогов, работающих в паре, на группе в целом. Данный метод социологического исследования не может до конца дать объективные результаты (в силу субъективных причин). И все же социометрия показала, что нужно обратить особое внимание на микроклимат в некоторых группах.

Выяснив психологическую совместимость педагогов в группах и некоторые причины возникновения конфликтных ситуаций, мы поставили задачу научить педагогов психологической культуре общения.

Для решения этой задачи можно использовать уточненную методику определения профессиональных типов по Климову Е. А.

Модифицированный вариант ДДО (дифференциально-диагностический опросник) для педагогов дошкольных учреждений Малышев К. Б., Малышева О. А.)

Педагогам детского сада сообщается, что опросник выявляет педагогические ориентации, которые воспитатель проявляет в своей работе Предлагается начертить таблицу (табл. 1). Из двух утверждений ("а" и "б"') нужно выбрать предпочитаемый ответ и поставить "+" (да) или "-" (нет) в приведенной ниже таблице.

       

1а 1б 2а 2б 3а 3б 4а 4б 5а 5б 6а 6б 7а 7б 8а 8б 9а 9б 10а 10б 11а 11б 12а 12б 13а 13б 14а 14б 15а 15б 16а 16б 17а 17б 18а 18б 19а 19б 20а 20б 21а 21б 22а 22б 23а 23б 24а 24б сумма

Если бы пришлось выбирать, то вы бы могли:

1а. Ухаживать за растениями и животными уголка природы.

1б Уделять особое внимание и оказывать помощь больным детям.

2а. Составлять перечни книг и материалов, необходимых для воспитательно-образовательного процесса, вести учет использования материалов (бумага, гуашь, кисточки и т. д.)

2б С большим удовольствием рассматривать с детьми и комментировать альбомы и репродукции картин, книги по искусству.

3а. Организовывать родителей группы на субботник.

3б Заниматься диагностической работой в детском саду.

4а. Следить за состоянием, развитием растений в уголке природы и на участке.

4б Заниматься работой с родителями, убеждать их в чем-либо, учить.

5а. Составить меню-раскладку на один день, если потребуется.

5б Читать детям художественную литературу, рассказывать и инсценировать сказки.

6а. Быть ответственным за организацию и проведение какого-либо мероприятия.

6б Познавать новую информацию в области педагогики и психологии.

7а. Проводить вместе с детьми опыты в природе, узнавать свойства и т

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков