Статья “Управление педагогическим стрессом” – директору, прочее

В теории современного управления педагогическим коллективом все большее предпочтение отдаётся гуманистическому стилю управления как альтернативе директивному. Руководить - приводить сотрудников к успеху и самореализации личности, направлять их деятельность на достижение всего коллектива в целом.

При оценке эффективности управления одним из критериев должно стать здоровье сотрудников (физическое, психическое, социальное и нравственное), без которого немыслимо нормальное функционирование и развитие всего коллектива в целом.

В большей степени на здоровье человека влияют стрессогенные ситуации, которые возникаю как профессиональной, так и в личной жизни. Но члены педагогического коллектива наиболее подвержены профессиональным стрессам. По данным медицинской статистики 70% заболеваний педагогических работников носят психосоматический характер. В этой связи руководитель должен уметь выбрать методы управления коллективом во избежание стрессогенных ситуаций.

Стресс - научный термин, который звучит теперь повсюду. Фразу "все болезни от нервов" уверенно трансформируем "все болезни от стрессов". Вполне оправданно возникает мысль - остерегаться любой ценой излишних эмоций, меньше уделять внимание заботам и тревогам, не ставить серьёзных целей, т. к. это связано с поиском, неопределённостью и риском, а значит, стрессогенно. Вряд ли такой учитель (работник) необходим школе (любому коллективу).

Вся наша жизнь в постоянном сдерживании себя вступает в противоречие с эволюционно закрепившейся реакции "нападения и бегства". Стресс - этот не только зло, но и великое благо, без которого бы наша жизнь была бесцветное, безрадостное прозябание.

Правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование или предотвращение, умение управлять стрессовым состоянием помогут сохранить здоровье педагога, создать условия для их эффективной трудовой деятельности, а также создать благоприятный микроклимат в педагогическом и ученическом коллективах.

       

В современной практике управления сохраняются противоречия:

- между стремлением руководителя выбрать общую систему норм и правил управления целым коллективом и безусловное их выполнение с одной стороны и дифференцированным, сугубо индивидуальным подходом к каждому сотрудник с другой стороны;

- между использованием в управлении чисто профессиональных качеств учителя и стремление максимально направить их на достижение результата с одной стороны и игнорированием внутреннего физического, психологического, и эмоционального состояния учителя;

- между осознанием необходимости индивидуального подхода в управлении с одной стороны и неумением осуществлять такой подход из-за слабой теоретической и практической подготовки в области физиологии и психологии с другой стороны.

Решение проблем видится через необходимость изучения вопрос об управлении стрессами с позиции сохранения здоровья сотрудников.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков