Структура населения

Данный видеоурок «Структура населения» повествует нам о различных видах группировки населения на основе определенных признаков. На этом уроке вы узнаете, кого рождается больше – мальчиков или девочек, кто из них дольше живет и как меняется половозрастной состав населения под воздействием миграции; выясните географические закономерности полового и возрастного состава населения. В уроке дана информация об основных показателях и характеристиках групп населения.

Тема: География населения мира

Урок: Структура населения

1. Половой состав населения

География структуры населения

Половой состав населения определяется соотношением мужчин и женщин в структуре населения. В мире примерно на 100 девочек рождается 104 мальчика, но со временем соотношение полов в структуре населения меняется. Причиной этого является различие в продолжительности жизни, а также высокая смертность среди мужского населения. В целом в мире количество мужчин больше, чем женщин (за счет Азии), но в большинстве стран женщины преобладают в структуре населения. В странах СНГ, Европы и Северной Америки преобладает женское население. Причины этого различны, это и потери мужского населения во время Первой и Второй мировых войн, большая продолжительность жизни у женского населения и другие причины. В Африке, Латинской Америке, Австралии количество мужчин и женщин примерно одинаково. В Азии мужчин больше. В частности, в Китае численность мужчин на 38 млн больше численности женщин. Преобладание мужского населения характерно для мусульманской Юго-Западной Азии. Причин этому несколько: это и приниженное положение женщин, и возвышение мужчин, и приток мужского населения в этот регион в качестве рабочих мигрантов. Например, в некоторых арабских странах Персидского залива мужчин в несколько раз больше, чем женщин.

Арабские мужчины

Рис. 1. Арабские мужчины

2. Половозрастной и возрастной состав населения

Половозрастной состав населения определяется не только соотношением мужчин и женщин в структуре населения, но и возрастным составом, соотношением мужского и женского населения в различных возрастных группах. Возрастной состав населения – это распределение населения по возрастным группам, которые характеризуются численностью выделенных групп и их соотношением между собой. При демографическом анализе чаще выделяются пятилетние (1-4, 5-9, .... 95-100 лет) возрастные группы, а при более обобщенном изучении – десятилетние – с интервалом в 10 лет. Для специальных целей изучения принимаются свои возрастные критерии. Так, в российской статистике выделяются три крупные группы населения по их роли в демографической ситуации:

1. Молодое население (дети, дорабочий возраст) – от 0 до 15 лет.

2. Взрослое население (рабочий возраст) – от 16 до 60 (женщины – до 55) лет.

3. Пожилое население (пенсионеры, послерабочий возраст) – после 60 (55) лет.

Половозрастной состав населения зависит как от процессов рождаемости и смертности (от типов воспроизводства населения), так и от миграционных процессов. Для стран с первым типом воспроизводства населения характерна меньшая доля детей в возрастной структуре населения, чем в странах со вторым типам воспроизводства, высокий процент пожилых людей. Это так называемый «регрессивный» тип возрастной структуры населения (Франция, Россия, Канада, Белоруссия, Япония, Польша, Швеция, Финляндия, Чехия и др.). Для второго типа воспроизводства населения характерно большое количество детей и незначительная доля пожилых, в отличие от первого типа воспроизводства населения – «прогрессивный» тип возрастной структуры населения (Кувейт, Катар, Камерун, Буркина-Фасо, Йемен, Мали и др.). Для графического изображения половозрастного состава населения создаются половозрастные пирамиды.

Половозрастная пирамида Йемена

Рис. 2. Половозрастная пирамида Йемена

3. Этнолингвистический состав

Этнический состав населения

Этнос – сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающих единым языком, общими особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием. В настоящее время на Земле проживает до 5000 этносов. К крупнейшим народам мира относят: китайцев, хиндустанцев, бенгальцев, русских, арабов и других.

Классификация стран по национальному признаку:

1. Однонациональные (т. е. основная народность составляет свыше 90%). (Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, Саудовская Аравия, Япония, Бангладеш, Корея, Египет, Ливия, Сомали, Мадагаскар).

2. С резким преобладанием одной нации, но при наличии более или менее значительных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания, Финляндия, Румыния, Китай, Монголия, США, Австралийский Союз, Новая Зеландия и др.).

3. Двунациональные (Бельгия, Канада).

4. С более сложным национальным составом, но относительно однородным в этническом отношении (в основном в Азии: Иран, Афганистан, Пакистан, Малайзия, Лаос; а также в Центральной, Восточной и Южной Африке; есть они и в Латинской Америке).

5. Многонациональные страны со сложным и разнородным в этническом отношении составом (Индия, Россия, Швейцария, Индонезия, Филиппины, многие страны Западной и Южной Африки). Самый многонациональный район – Южная Азия, а самые многонациональные страны – Индия, Индонезия и Бразилия.

К самым многочисленным языкам мира относят: китайский, английский, хинди, арабский, французский, русский и другие.

       

Домашнее задание

Тема 3, П. 2

1. От каких факторов зависит возрастной состав населения?

2. Приведите примеры многонациональных государств.

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А. П. Кузнецов, Э. В. Ким. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В. П. Максаковский. – 13-е изд. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. – 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. – Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. – 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А. Т. Хрущева. – М.: Дрофа, 2001. – 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

2. Елисеева И. И. Социология / И. И. Елисеева. – М.: ЭКОС, 2003. – 656 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – 2-е изд., испр. и дораб. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. – 656 с.

2. Гусаров В. М. Статистика: Учеб. пособие / В. М. Гусаров. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 479 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Контрольно-измерительные материалы. География: 10 класс / Сост. Е. А. Жижина. – М.: ВАКО, 2012. – 96 с.

2. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э. М. Амбарцумова. – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 80 с.

3. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю. А. Соловьева. – М.: Астрель, 2010. – 221 с.

4. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э. М. Амбарцумова, С. Е. Дюкова. – М.: Интеллект-Центр, 2012. – 256 с.

5. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. География. 2013: Учебное пособие / В. В. Барабанов. – М.: Интеллект-Центр, 2013. – 80 с.

6. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. – М.: МЦНМО, 2011. – 72 с.

7. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А. А. Летягин. – М.:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков