Тема урока: Тематическая картина в русском искусстве 19 века – изо, уроки

План-конспект урока ИЗО в 7 классе

Вид занятия: комбинированный урок.

Тема урока: Тематическая картина в русском искусстве 19 века

Цель урока: узнать понятие тематическая картина.

Задачи: что представляет собой тематическая картина;

Рассмотреть исторический жанр, батальный, бытовой;

Формирование у учащихся нравственного воспитания.

-Образовательная.

Систематизировать знания русской живописи 19 века. Узнать больше о некоторых известных русских художников 19 века.

-Развивающая.

Способность различать виды разных жанров, расширяет кругозор;

-Воспитывающая.

Воспитание у учащихся нравственно-эстетического мышления.

Оборудование урока:

-для учителя:

Классная доска, мел; методические пособия, проектор, презентация на тему "Тематическая картина в русском искусстве 19 века"

-для учащихся:

Тетрадь, ручка, карандаш.

План урока:

1.Организационная часть(1 мин.)

2.Актуализация (связка прошлого материала с новым) (2 мин.)

3.Объяснение нового материала(30 мин.)

4. Анализ усвоенных знаний с помощью теста (10 мин)

5. Итог урока(2 мин.)

Ход урока:

1. Организационная часть(1 мин.)

-Здравствуйте ребята! Садитесь. Сегодняшний ваш урок буду вести я, меня зовут Александр Анатольевич. Попрошу подготовить свои рабочие места, на партах ни должно быть ничего лишнего, только тетрадь, ручка и карандаши. Сумки со стола убрали. Итак, приступим.

Цель для учащихся: - подготовка себя и рабочего места к уроку.

2. Актуализация(2 мин.)

Цель для учителя: - заинтересовать, ввести детей в тему урока, постановка конкретной цели на урок, связать тему урока с прошлым уроком.

Цель для учащихся: - постановка цели работы на этот урок, обобщение знаний о видах живописи.

-Ребята, скажите, пожалуйста, что вы изучали на прошлом уроке? Давайте откроем тетради и вспомним, что именно рассматривали на прошлом уроке? Как называются эти три картины? Кто их написал?

-молодцы! Сегодня мы рассмотрим тему под названием "Тематическая картина в русском искусстве 19 века"

       

3. Объяснение нового материала(30 мин.)

Цель для учителя: - Организовать работу учеников, дать конкретные знания о русской живописи 19века. Рассмотреть и разобрать работы Венецианова, К. Брюллова, А. Иванова, Айвазовского, Репина, Сурикова. Рассмотреть что такое тематическая картина.

Цель для учащихся: - Узнать о понятии тематическая картина, что она в себя включает. Познакомиться с некоторыми известными русским художниками 19 века.

Тематические картины в русской живописи зарождаются в начале 19 века. В зависимости от содержания тематические картины делят на исторические, посвященные событиям прошлого, батальные, отображающие сцены войн, битв, походов, и бытовые, в которых художник показывает повседневные явления современной ему жизни.

-Ребята скажите, вы знакомы с понятием жанр?

Жанр - это совокупность произведений какого-либо направления художественного творчества. И каждому жанру присущи только собственные средства художественной выразительности. Именно с их помощью можно отличить один жанр от другого.

Вам знаком художник Алексей Гаврилович Венецианов? Его картины "Весна", "Жнецы", "Спящий пастушок", "Чистка свеклы"… скажите, пожалуйста, что изображено на них? Какие моменты?) и к какому жанру можно отнести его работы? Правильно бытовой жанр!

Бытовой жанр (жанровая живопись) - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются обыденные сцены из повседневной жизни человека без прикрас.

Кто-нибудь слышал о таком талантливом художнике как Карл Брюллов?

Давайте рассмотрим его известнейшую его работу под названием "Последний день Помпеи" В картине Карла Брюллова "Последний день Помпеи" показан день жизни и смерти римского города Помпеи. Это был небольшой, но богатый город в Кампании, области на юге Италии, близ Неаполя. Обитатели Помпеи жили удобно и красиво. Убранство ка­ждого жилища богато и разнообразно. Многие дома украшали стенные росписи — фрески, цветы, картины, в парадных залах были мозаичные полы. Так было до того страшного дня августа 79 года, когда вдруг начались подземные толчки. Из фонтанов исчезла вода, опустели колодцы. Утром 24 августа раз­дался оглушительный грохот и толчок небывалой силы словно бы взорвал томительный зной. В этот миг вершина Везувия расколо­лась на две части, а из образовавшегося жерла поднялся огненный столб. Это было начало катастрофы.

Вот как выглядит сейчас этот город…

Кто мне скажет, к какому жанру можно отнести эту картину? Правильно исторический. Давайте запишем определение историческому жанру..

Исторический жанр - жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, а также социально значимым явлениям в истории общества.

Давайте рассмотрим еще две картины исторического жанра известного русского художника Василия Ивановича Сурикова.

Кто нибудь знаком с его творчеством?

Давайте посмотрим на экран. Мы видим картину под названием Боярыня Морозова.

В исторической картине В. И. Сурикова "Боярыня Морозова"(1887) нас ещё больше поражает многообразие человеческих характеров и типов. Здесь и сама Морозова, и множество других людей, по-разному относящихся к происходящему событию. Здесь лица сочувственные: в одних читается тревога, в других - сострадание, в третьих - печальное смирение, и лица безразличные, насмешливые, любопытствующие, и лица суровые, задумчивые.

Чтобы понять картину, нужно знать о тех событиях, которым она посвящена. Боярыня Морозова была видной раскольницей. Раскол - это религиозное движение, распространившееся на Руси в XVII веке. В то время крепнущее царское самодержавие начинало вводить "новые порядки", многое, заимствуя из опыта заграничных государств. Эти изменения и нововведения коснулись и церкви. Раскольники были яростными защитниками старины, они боролись за сохранение отсталых обычаев. Но в движении раскола принимала участие беднота. Бедным казалось, что, борясь за сохранение старого, они отстаивают своё, родное, против иноземного "немецкого". Поскольку новые порядки вводились сверху, от имени царя и поддерживающей его церкви, то раскольники стихийно выступали и против усиливающегося гнёта самодержавия.

Федосья Прокопьевна Морозова была человеком сильного характера. Она много помогала неимущему люду, больным и несчастным, и поэтому её любили простые люди из народа. По указу царя Морозову сослали в монастырь и заключили в острог, где она и погибла.

Суриков рассказал о судьбе Морозовой, как о событии большого масштаба, как о народной драме. Именно народ - во всём его многообразии - подлинный герой суриковской картины. Для того, чтобы передать размах события, Суриков взял тот момент из жизни Морозовой, когда её, закованную в кандалы и брошенную в сани, провозят по многолюдным улицам Москвы. Царь и его слуги надеялись таким образом публично опозорить знаменитую раскольницу. Но этого не произошло. Замышляемое властью осмеяние боярыни-раскольницы стало поводом для выражения чувств народных, для столкновения человеческих страстей.

"Утро стрелецкой казни" — картина русского художника В. И. Сурикова, посвящённая казни стрельцов после неудачного бунта 1698 года.

Картина "Утро стрелецкой казни" была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. Художник начал работу над ним в 1878 году. Он создавал картину в Москве, куда переехал на постоянное жительство после окончания Академии художеств. Художник обратился к событиям эпохи Петра I, когда Стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, был подавлен, а стрельцы казнены. Однако, Суриков не показал самой казни, так как он не стремился шокировать зрителя, а хотел рассказать о трагической народной судьбе в момент исторического перелома. Художник сосредоточил внимание на душевном состоянии приговорённых и том, что переживает каждый из них в последние минуты своей жизни.

Ребята назовите мне, пожалуйста, самого известного мариниста!

Батальный жанр (произошло от фр. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются темы войны: сражения, военные походы, воспевающий воинские доблести, ярость сражения, торжество победы.

Выдающейся победе русского флота в той же войне посвящена картина "Чесменский бой" (1848). После Хиосского сражения турецкий флот укрывшийся на ночь в Чесменской бухте, у анатолийских берегов, был уничтожен вошедшей в бухту русской эскадрой, которой командовал адмирал Г. А. Спиридов. В этом бою особенно отличился брандер под командованием лейтенанта Д. С. Ильина, сумевший поджечь неприятельское судно. Пожар перекинулся на другие турецкие суда; дело довершили русские корабельные пушки. Слева на переднем плане картины изображены турецкие моряки, спасающиеся на обломках своих кораблей, справа — темная масса корабля, маленькая шлюпка с гребцами, взорванные турецкие суда; на дальнем плане виден освещенный заревом пожара восточный город, террасами расположившийся по уступам холма. Впечатление от картины ночного пожара усиливается благодаря резкому контрасту между багряно-золотистыми всплесками огня и бледным светом луны, выглянувшей из-за облаков.

4.Анализ усвоенных знаний с помощью теста (10 мин)

5. Итог урока(2 мин.)

Цель для учителя: - С помощью постановки наводящих вопросов провести общий итог урока.

Цель для учащихся: - Вспомнить и обобщить все знания, полученные во время урока.

Итак, ребята, что мы нового сегодня узнали? Что такое истинная красота? Какие молодежные субкультуры мы обсуждали сегодня и что им характерно? Какие знания нам помогут избежать пластических хирургов и анарексии?

Ребята всегда нужно помнить, что красота проявляется не только по внешним признакам. Каждый индивидуален, какие мы бы ни были блондинки брюнетки, высокие, полненькие, наша красота будет зависеть от нашего внутреннего мира, поведения, поступков, ведь со временем внешняя красота проходит а внутренняя обоготится. Как говориться в известной пословице, встречают по одежке, а провожают по уму!

- На этом наш урок может быть закончен. До свидания!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков